Современный курс, не игнорируя значения специфики отдельных, наиболее крупных стран современного мира (США, Япония, Китай, Индия и т.д.), строится на цивилизационном подходе к реальностям мира. Он предполагает, что группы государств Западной Европы, Восточной Европы, Латинской Америки, страны арабо-исламского мира, Африки к югу от экватора продемонстрировали общность своих исторических судеб. Это наглядно видно из синхронизации процессов их политического, социально-экономического развития в последние десятилетия, формирования ими единых пространств.
Курс новейшей истории ориентирует учащихся на выработку навыков самостоятельного анализа реальностей мирового развития, осмысления меняющейся действительности.
В курсе большое внимание должно уделяться проблемам развития гуманитарной общественно-политической мысли, истории попыток создания человеком самого себя, своей жизни средствами искусства. Школьники должны получить представление о либеральной, неолиберальной и неоконсервативной идеологии, соперничестве коммунистов и социал-демократов в выражении идеалов социальной справедливости, кейнсианских концепциях регулирования рыночной экономики, формирования социально-ориентированной рыночной экономики, идеях "общества благоденствия" и др.
Особенности изучения курса новейшей истории вытекают из хронологических рамок истории ХХ века.
В самом начале изучения курса учителю необходимо прочитать вводную лекцию по предыдущим годам ХХ века (до 1918 года), в целях актуализации знаний учащихся, полученных при изучении курса новой истории. Теперь ученикам необходимо более глубоко объяснять поступательный характер развития общества и его закономерности. Для данного аспекта важно отношение учителя к понятийному аппарату. Материал должен существенно расширить знания о революциях, объективных закономерностях развития общества, которые в разных странах проявляются по-разному. Кроме того, все основные проблемы данного курса являются политически актуальными, многие события ХХ века являются предметами идеологической борьбы и остаются незавершенными. Все эти явления вызывают живой интерес, создают благоприятную возможность и условия, чтобы научить школьников ориентироваться в мировом пространстве, анализировать политическое состояние мира. Необходима межпредметная связь с обществознанием.
В связи с данными особенностями возникают определенные трудности в преподавании курса новейшей истории:
Курс требует теоретические выводы учащихся;
Учителю приходиться сталкиваться с неверными суждениями.
Поэтому учителю необходимо добиваться, чтобы на уроках происходило осмысление мировоззренческих понятий, для чего надо развивать историческое мышление в связи с образовательными, воспитательными задачами, и необходимо вооружить ученика научным методом рассмотрения общественных явлений. В первую очередь учитель должен иметь широкие познания, делать уроки диалогичными.
А для увеличения результативности уроков нужно разнообразить формы самостоятельной работы в школе и дома. От рефератов можно перейти к игровым методам и приемам.
Таким образом, изучение курса новейшей истории призвано содействовать формированию у учащихся, детей старшего подросткового возраста целостного, интегрированного представления о прошлом и настоящем мировой цивилизации, тенденциях ее развития, без чего невозможно ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни, определять собственную гражданскую позицию.
Новое в образовании:
Научная гипотеза в педагогике и её постановка
Одним из основных эмпирических методов в педагогической науке является педагогический эксперимент, который обычно включает в себя несколько этапов. Первым этапом любого педагогического эксперимента является выявление противоречия и постановка проблемы. На этом этапе работы исследователь выбирает пр ...
Методические основы обучения координатному методу
Этапы решения задач методом координат Чтобы решать задачи как алгебраические, так и геометрические методом координат необходимо выполнение 3 этапов: 1) перевод задачи на координатный (аналитический) язык; 2)преобразование аналитического выражения; 3)обратный перевод, т. е. перевод с координатного я ...
Разработка урока "Развитие проблематики в сочинениях А.П.Чехова"
Антон Павлович Чехов — русский писатель, прозаик, драматург. Родился 17(29) января 1860 года в г. Таганроге. Умер 2(15) июля 1904 года в г. Баденвейлер, Германия; похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Антон учился в греческой школе, затем в классической гимназии. Одним из семейных домашних ...