Умение подчиняться решению большинства, даже при несогласии с ним, но при этом готовность изменить это решение демократическим путем;
Самоконтроль и самодисциплина на службе, требовательность к себе и другим.
Ответственность акцентирует все свойства и качества ученого. Благодаря ей он отвечает за развитие науки, прогресс культуры, нравственное использование научных открытий. Поэтому ведущей чертой ученого является его ориентация на связь теории и практики и общественный прогресс. Несомненна связь всех характеристик преподавателя ВУЗа с ответственностью. Это качество проявляется в служении делу, высоком профессионализме, требовательности к себе, трудовой дисциплине и самодисциплине. Таким образом, ответственность есть реальное проявление всех качественных характеристик преподавателя ВУЗа.
Профессиональная компетентность – следующий критерий, характеризующий преподавателя ВУЗа. Как гражданин, человек он служит обществу и делу, которому отдает себя, свой опыт и способности. Как мастер своего дела он, несомненно, должен разбираться в преподаваемой науке, педагогике и психологии обучения и воспитания. Он возвышает до эталона, образца будущую профессию студентов, активизирует их учебную и иную деятельность как организатор. Как ученый он проявляет достаточную информированность по своему учебному предмету, организует сам исследовательскую деятельность студентов. Он же является экспериментатором и новатором, когда совершенствует методику ВУЗовского обучения, осваивает новые дидактические технологии. Таким образом, профессиональная компетентность преподавателя ВУЗа реализует все его качества как человека, мастера своего дела, ученого-мыслителя, новатора. профессиограмма психограмма преподаватель педагог
Профессиональная компетентность - базовая качественная характеристика преподавателя ВУЗа. Ее показателями выступают:
Четкое видение ориентиров обучения (эталон специалиста, задачи его достижения, профессиограмма, последовательность формирования профессиональных знаний, умений, навыков и др. ) ;
Проявление образца профессионализма в своем деле (эталон человека и специалиста для студентов на их пути к профессиональному мастерству) ;
Мотивировка и организация эффективной деятельности студентов (выступает в качестве "дирижера", "тренера", "советника") ;
Знание и применение новых вузовских технологий обучения, максимально адаптируемых к своему опыту и специфике предмета;
Ориентация на связь теории и практики в интересах развития активной профессиональной позиции действенного мышления у будущих специалистов;
Обеспечение обратной связи в обучении через различные виды контроля и самоконтроля.
Все признаки профессиональной компетентности проявляются в таком показателе, как исследовательская направленность учебной деятельности преподавателя, включающая непрерывную педагогическую диагностику, научный анализ результатов обучения и осуществление необходимой педагогической коррекции.
Потребность в профессиональном самосовершенствовании-неотъемлемая характеристика человека культуры, науки, служителя своего дела, профессионала высшего уровня. Преподаватель ВУЗа должен успевать за быстротекущим временем, соизмерять свою деятельность с развитием науки, культуры, обязан расти вместе с духовным ростом современной молодежи, причем расти быстрее своих учеников.
Готовность и потребность во взаимопонимании и сотрудничестве - также важнейшие критерии мастерства преподавателя ВУЗа. Психология и педагогика высшего образования четко сформулировала основные постулаты эффективности работы преподавателя: наличие социальной цели, научной организации труда преподавателей и студентов, единые педагогические позиции и требования в коллективе ВУЗа, кафедры, единый стиль общения, выполнения всеми преподавателями студентами устава ВУЗа, прав и обязанностей. При этом важно, чтобы каждый преподаватель ВУЗа проявлял добрую волю, желание сотрудничать с коллегами, помогать друг другу, искать новое и сорадоваться успехам других.
Данные критерии включают:
Самокритичность, объективная самооценка личных качеств и результатов своей деятельности;
Требовательность к себе как профессионалу и человеку;
Чувство нового, способность определить направленность совершенствования своего труда, создать новую концепцию обучения;
Сформированность "я-концепции" преподавателя вуза;
Самоисследование своего труда и творческое отношение к нему;
Умение работать над собой в различных областях деятельности.
Способность реализовывать условия роста профессионального мастерства преподавателя ВУЗа, которые в той или иной мере существуют в конкретных учебных заведениях, но их реализация зависит не столько от администрации, научной и учебной части, сколько от того, как активно сам преподаватель-мастер, профессионал использует имеющиеся условия.
Новое в образовании:
Виды декоративно – прикладного искусства
Ценность произведений народного декоративного искусства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Они вносят в ...
Познавательная деятельности дошкольников по изучению окружающего мира средствами сюжетно-ролевой музыкально-ритмической гимнастики
Одна из актуальных задач - это познание детьми окружающего мира и адаптация в нем. Разрушающие воздействие человека ведет к необратимым последствиям, поэтому созидательные качества и любовь к семье, природе, родному краю, воспитание патриотизма надо прививать с детства. Важным периодом в жизни чело ...
Из истории развития преподавания естествознания
Останавливаясь на истории развития обучения естествознанию и географии в школе, условно можно выделить три периода. Первый период с 60-70-х годов XIX в. до Великой Октябрьской социалистической революции, когда возникли и по существу создались начальные курсы естествознания и географии. В это время ...