Рекомендации для социального приюта в формировании навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей

Педагогика и воспитание » Деятельность социального приюта по формированию навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей » Рекомендации для социального приюта в формировании навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей

Страница 3

Под навыками самообслуживания ученые понимают культуру человека, которая осваивается через формирование у детей умений и навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, к предметам и игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке.

У детей из неблагополучных семей навыки самообслуживания формируются с большим трудом. Поэтому очень важно вести целенаправленную коррекционно-развивающую работу в этом направлении.

Исследования ученых показывают, что поскольку ведущим видом деятельности у детей из неблагополучных семей является предметная и начинает закладываться игровая деятельность, то основными методами формирования навыков самообслуживания должны быть игры и игровые упражнения, которые вызывают интерес у детей и позволяют исподволь формировать необходимые навыки.

В практической части настоящей выпускной квалификационной работе мы проанализировали опыт деятельности социального приюта по формированию навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей. В социальный приют поступают дети со всего района. Работающие в приюте социальные работники, воспитатели, психологи относятся к детям с особой заботой и вниманием. Учитывают их индивидуальные особенности, темперамент, возраст. Также воспитателями разрабатываются программы на каждый год, в которых отдельный пункт посвящен формированию навыков самообслуживания детей. Им формируют навыки: соблюдения элементарных правил личной гигиены, сервировки стола, приготовления пищи, принятия пищи, самостоятельного одевания и раздевания, ухода за одеждой и обувью, соблюдения чистоты, пользования туалетом.

Таким образом, помимо анализа деятельности приюта, мы разработали рекомендации для наиболее эффективной работы социального приюта по формированию навыков самообслуживания: больше времени уделять каждому ребенку, создать жилищные условия, наиболее приближенные к домашним, в плане создания отдельных комнат для нескольких детей. Чтобы к каждой комнате был прикреплен воспитатель, больше внимания уделять взаимоотношениям между детьми, формировать у старших детей более заботливое отношение к младшим.

Необходимо несколько доработать систему обучения навыкам самообслуживания. Можно включить в работу такой вид деятельности как обучение детей сельскохозяйственному труду, например, летом ухаживать за садовым участком, находящимся на территории Сунского социального приюта.

Также нами была разработана программа по формированию навыков самообслуживания у детей в условиях приюта «Я – сам». Цель: сформировать навыки самообслуживания у детей из неблагополучных семей в условиях социального приюта.

Программа включает в себя: диагностику сформированности навыков самообслуживания у детей при помощи карты наблюдения, план мероприятий, направленный на формирование, развитие и закрепление навыков самообслуживания у детей. Формы работы: бытовая ситуация, игра, уход за собой и младшими детьми, специально организованные занятия, беседы.

После реализации программы можно отметить следующее: к детям нужно относиться более чутко, поскольку они лишены внимания и заботы, некоторые ребята способны к обучению, и имеют таланты к творчеству, благодаря вниманию, практически все дети научились самостоятельно мыть руки, пользоваться полотенцем, узнали о личной гигиене и ее предметах, с помощью наглядных примеров и увлекательных занятий узнали о назначении различной посуды, за соблюдение чистоты и порядка места приема пищи получали с разрешения воспитателей сладкие призы. Также поощрялось хорошее поведение за столом, воспитанники получили знания о предназначении различной одежды, научились зашнуровывать обувь, старшие дети научились прибираться без напоминания взрослых, и помогать прибираться младшим, самостоятельно и аккуратно заправлять постель, получили знания и опыт в формировании навыков соблюдения чистоты: влажной и сухой уборке, получили представление о том, как пользоваться пылесосом, утюгом, электрочайником, телевизором и др.; сформировали навыки культурного общения. Дети стали более вежливы в отношении друг к другу, так и в отношении к персоналу; ребята становятся эмоционально устойчивее, получая заботу и внимание.

Также мы провели оценку эффективности реализованной программы. До ее апробации диагностика показала низкий уровень сформированности навыков самообслуживания, после реализации ребята показали высокие результаты.

Кроме того, подтверждается гипотеза: эффективность формирования навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей в условиях социального приюта будет более эффективна, если будет разработана и реализована программа формирования навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей, учитывающая их возрастные особенности, материально-технические возможности социального приюта, уровень компетентности персонала.

Страницы: 1 2 3 

Новое в образовании:

Патриотическое и интернациональное воспитание детей
Стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм. Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические св ...

Основные принципы и методы перевоспитания осужденных
Реализация исправительно-воспитательного процесса требует от администрации и воспитателей пенитенциарного учреждения учета специфических принципов. Выделяются следующие принципы перевоспитания осужденных: 1. Принцип целенаправленности в воспитательной деятельности. Цель определяется как начальная п ...

Содержание, структура и методика занятий по формированию слово - и звукопроизношения в разных возрастных группах
В первой младшей группе специальные занятия по звуковой культуре речи желательно проводить не реже одного - двух раз в месяц. Кроме того, 23 упражнения (длительностью от 23 до 45 мин.) следует включать в занятия по родному языку. Некоторые разделы звуковой культуры речи надо вводить в содержание за ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru