Рекомендации для социального приюта в формировании навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей

Педагогика и воспитание » Деятельность социального приюта по формированию навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей » Рекомендации для социального приюта в формировании навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей

Страница 3

Под навыками самообслуживания ученые понимают культуру человека, которая осваивается через формирование у детей умений и навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, к предметам и игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке.

У детей из неблагополучных семей навыки самообслуживания формируются с большим трудом. Поэтому очень важно вести целенаправленную коррекционно-развивающую работу в этом направлении.

Исследования ученых показывают, что поскольку ведущим видом деятельности у детей из неблагополучных семей является предметная и начинает закладываться игровая деятельность, то основными методами формирования навыков самообслуживания должны быть игры и игровые упражнения, которые вызывают интерес у детей и позволяют исподволь формировать необходимые навыки.

В практической части настоящей выпускной квалификационной работе мы проанализировали опыт деятельности социального приюта по формированию навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей. В социальный приют поступают дети со всего района. Работающие в приюте социальные работники, воспитатели, психологи относятся к детям с особой заботой и вниманием. Учитывают их индивидуальные особенности, темперамент, возраст. Также воспитателями разрабатываются программы на каждый год, в которых отдельный пункт посвящен формированию навыков самообслуживания детей. Им формируют навыки: соблюдения элементарных правил личной гигиены, сервировки стола, приготовления пищи, принятия пищи, самостоятельного одевания и раздевания, ухода за одеждой и обувью, соблюдения чистоты, пользования туалетом.

Таким образом, помимо анализа деятельности приюта, мы разработали рекомендации для наиболее эффективной работы социального приюта по формированию навыков самообслуживания: больше времени уделять каждому ребенку, создать жилищные условия, наиболее приближенные к домашним, в плане создания отдельных комнат для нескольких детей. Чтобы к каждой комнате был прикреплен воспитатель, больше внимания уделять взаимоотношениям между детьми, формировать у старших детей более заботливое отношение к младшим.

Необходимо несколько доработать систему обучения навыкам самообслуживания. Можно включить в работу такой вид деятельности как обучение детей сельскохозяйственному труду, например, летом ухаживать за садовым участком, находящимся на территории Сунского социального приюта.

Также нами была разработана программа по формированию навыков самообслуживания у детей в условиях приюта «Я – сам». Цель: сформировать навыки самообслуживания у детей из неблагополучных семей в условиях социального приюта.

Программа включает в себя: диагностику сформированности навыков самообслуживания у детей при помощи карты наблюдения, план мероприятий, направленный на формирование, развитие и закрепление навыков самообслуживания у детей. Формы работы: бытовая ситуация, игра, уход за собой и младшими детьми, специально организованные занятия, беседы.

После реализации программы можно отметить следующее: к детям нужно относиться более чутко, поскольку они лишены внимания и заботы, некоторые ребята способны к обучению, и имеют таланты к творчеству, благодаря вниманию, практически все дети научились самостоятельно мыть руки, пользоваться полотенцем, узнали о личной гигиене и ее предметах, с помощью наглядных примеров и увлекательных занятий узнали о назначении различной посуды, за соблюдение чистоты и порядка места приема пищи получали с разрешения воспитателей сладкие призы. Также поощрялось хорошее поведение за столом, воспитанники получили знания о предназначении различной одежды, научились зашнуровывать обувь, старшие дети научились прибираться без напоминания взрослых, и помогать прибираться младшим, самостоятельно и аккуратно заправлять постель, получили знания и опыт в формировании навыков соблюдения чистоты: влажной и сухой уборке, получили представление о том, как пользоваться пылесосом, утюгом, электрочайником, телевизором и др.; сформировали навыки культурного общения. Дети стали более вежливы в отношении друг к другу, так и в отношении к персоналу; ребята становятся эмоционально устойчивее, получая заботу и внимание.

Также мы провели оценку эффективности реализованной программы. До ее апробации диагностика показала низкий уровень сформированности навыков самообслуживания, после реализации ребята показали высокие результаты.

Кроме того, подтверждается гипотеза: эффективность формирования навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей в условиях социального приюта будет более эффективна, если будет разработана и реализована программа формирования навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей, учитывающая их возрастные особенности, материально-технические возможности социального приюта, уровень компетентности персонала.

Страницы: 1 2 3 

Новое в образовании:

Речь как средство общения и один из ведущих показателей уровня сформированности коммуникативной компетентности
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передачи информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации ...

Сущность педагоических инноваций
Педагогические инновации (другими словами нововведения) определяются в педагогической науке с нескольких точек зрения. Во-первых, под педагогической инновацией понимается целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (определённые новшества), которые улучшают хара ...

Анализ образовательных программ по проблеме исследования
В настоящий момент система дошкольного образования переживает период перехода от четкого и бесприкословного следования и, соответственно, использования только единой образовательной программы в работе с детьми к интегрированию образовательных программ и вариативных технологий, методик в контексте р ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru