Деятельность социального приюта по формированию навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей

Педагогика и воспитание » Деятельность социального приюта по формированию навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей

Социально-экономическая и политическая нестабильность в России особенно болезненно отразилась на судьбе социально незащищенных слоев общества. Это привело к увеличению числа детей, нуждающихся в помощи государства и поступающих в социальные приюты и другие государственные учреждения. Данная ситуация обуславливает актуальность исследуемой нами проблемы.

Главной задачей таких учреждений является подготовка детей к самостоятельной жизни.

Создавая условия для обучения и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, формируя у них положительные черты характера, необходимо отметить, что у воспитанников в той или иной степени формируется склонность к иждивенчеству, не развивается понимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных, частных масштабах. Такие дети часто сталкиваются с трудностями в общении там, где это общение свободно, произвольно, где требуется строить отношения. Воспитанникам социальных приютов и подобных учреждений свойственен инфантилизм, незнание и неприятие самого себя как личности, несвоевременное самоопределение, неспособность к сознательному выбору своей судьбы. Такие дети, как правило, перегружены отрицательным опытом, у них формируются негативные ценности и образцы поведения при недостаточной сформированности положительных ценностей, социально-приемлемых возможностей и образцов успеха.

В работах ведущих педагогов и психологов, занимающихся этой проблемой, нашли отражение различные аспекты жизненного и профессионального самоопределения личности. А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, а вслед за ними современные исследователи этого вопроса обосновали научно-методические подходы к проблемам трудового воспитания и формирования личности ребенка через трудовую деятельность. Формирование навыков самообслуживания ребенка оставшегося без родительского попечения, через трудовое воспитание рассматривается как один из важнейших механизмов жизненного становления, действие которого связано с выявлением наиболее значимых и психологически характерных для личности жизненных целей, реализующихся одновременно с практическим освоением детьми социального опыта.

E. В. Моржина в своих работах описывает процессы формирования навыков самообслуживания как у простых детей, так и у детей с нарушением интеллекта, В.Г. Нечаева разработала методику формирования навыков самообслуживания в младшем возрасте. Шульга Т.И. рассматривает технологии работы с неблагополучной семьей.

Проблема исследования: каковы возможности социального приюта в формирования навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей.

Цель: определить возможности деятельности социального приюта в формировании навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей.

Объект исследования: деятельность социального приюта по формированию навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей.

Предмет: содержание деятельности социального приюта по формированию навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей.

Задачи:

Охарактеризовать проблемы самообслуживания у детей из неблагополучных семей;

Рассмотреть формы и методы формирования навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей в социальном приюте;

Проанализировать опыт социального приюта по формированию навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей;

Разработать и апробировать программу по формированию навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей в условиях социального приюта, и на ее основе дать рекомендации для социального приюта.

Гипотеза: эффективность формирования навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей в условиях социального приюта будет более эффективна, если будет разработана и реализована программа формирования навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей, учитывающая их возрастные особенности, материально-технические возможности социального приюта, уровень компетентности персонала.

Теоретическая база исследования: Работы отечественных авторов А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский обосновали научно-методические подходы к проблемам трудового воспитания и формирования личности ребенка через трудовую деятельность. Исследования Л.В. Куцаковой и В.И. Логиновой по работе с детьми из неблагополучных семей.

База исследования:

КОГКУ СО «Сунский социальный приют для детей и подростков»

Методы:

Теоретическая группа методов – анализ научной психолого-педагогической литературы, систематизация и обобщение социального опыта.

Эмпирическая группа методов – изучение социальной практики, составление программы.

Практическая значимость: рекомендации, изложенные в данной выпускной квалификационной работе можно применить как в учреждениях, воспитывающих детей оставшихся без попечения родителей, так и в детских садах. Руководствуясь рекомендациями, усовершенствовать работу социального приюта по формированию навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей. С помощью программы проводить мероприятия, направленные на формирование навыков самообслуживания, в различных детских воспитательных учреждениях.

Новое в образовании:

Педагог дополнительного образования в условиях модернизации образования
В концепции модернизации российского образования (на период до 2010 года) в качестве существенного изменения в образовании выдвигается следующий пункт: "Динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные и ...

Двуполушарный подход в обучении, как средство развития мышления
Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев, а правополушарные – за отдельными деревьями не видят леса. Б. Белый 40 лет назад крупнейший физиолог нашего века И.П.Павлов пришел к выводу, что всех людей можно разделить на два типа – художников и мыслителей. Связано это с одной из особен ...

Особенности игровой деятельности детей с умственной отсталостью
«У умственно отсталых детей игровая деятельность занимает большое место не только в дошкольный период, но и в школьный период развития и обучения». У умственно отсталых детей в силу своего аномального развития игровая деятельность плохо развита. У таких детей нет интереса к игре, наблюдается быстра ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru