Рекомендации для социального приюта в формировании навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей

Педагогика и воспитание » Деятельность социального приюта по формированию навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей » Рекомендации для социального приюта в формировании навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей

Страница 2

7. Развивать гигиенические навыки: умение правильно умываться и мыть руки, чистить зубы, пользоваться салфетками (полотенцем), туалетной бумагой.

8. Содержать в порядке свою одежду и обувь.

9. Развивать умение работать, учить подчиняться общим требованиям, выполнять словесные инструкции воспитателя.

10. Активизировать познавательный интерес.

По мнению специалистов, занятия по формированию навыков самообслуживания должны включать следующие моменты:

– создание положительно-эмоционального отношения к навыку;

– игра с куклой или другими игрушками (обыгрывание навыка с персонажем);

– демонстрация действия воспитателем (показ на себе и комментировании каждого действия);

– совместные действия воспитателя с ребенком;

– действия ребенка по подражанию действиям взрослого;

– самостоятельные действия ребенка (планирование своей деятельности комментирование каждого этапа выполнения действий самим ребенком).

Работа социального приюта системна, поскольку развитием детей занимаются несколько специалистов по определенным программам: «Этика и этическая сущность», «Я и мое здоровье», «Я и коллектив», «Культура поведения».

Для более эффективной работы специалистов Сунского социального приюта, была разработана и апробирована программа «Я сам», направленную именно на формирование навыков самообслуживания.

Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

При обычном варианте развития ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.

У детей из неблагополучных семей формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Только через подражание, усвоение образца навыки у детей не формируются, во всяком случае, полностью. Причин может быть много: пьянство родителей, вследствие чего ребенку не уделяется внимание, жестокое обращение с детьми, различные заболевания. Формирование навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей является для них жизненной необходимостью. Задача социального приюта – помочь этим детям приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни.

Таким образом, в Сунском социальном приюте для детей и подростков ведется на сегодняшний день достаточно успешная работа по формированию навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей, однако есть что дополнить в этой работе:

– больше внимания уделять взаимоотношениям между детьми в процессе формирования навыков самообслуживания;

– максимально приблизить условия проживания в приюте к домашним;

– включить в работу по формированию навыков самообслуживания обучение сельскохозяйственному труду, что необходимо в сельской местности, поскольку все дети поступают в приют из деревень и сел, проживающие в частном секторе.

Таким образом, можно сделать общий вывод. У детей из неблагополучных семей навыки самообслуживания формируются с большим трудом. Поэтому очень важно вести целенаправленную коррекционно-развивающую работу в этом направлении.

Работу Сунского социального приюта для детей и подростков по формированию навыков самообслуживания можно считать, на мой взгляд, достаточно успешной, так как используются комплексные мероприятия работы с детьми, учет их личностных особенностей, соблюдается режим и в самом приюте благоприятная обстановка для гармоничного развития ребенка. Однако при проведении диагностики был выявлен ряд проблем, затем была разработана и реализована программа по формированию навыков самообслуживания, оценка эффективности показала, что реализованная программа достаточно успешна, на контрольном мероприятии дети показали высокие результаты сформированности навыков самообслуживания.

Страницы: 1 2 3

Новое в образовании:

Алгоритм управленческих действий на основе функционального подхода по вопросу подготовки и проведения педагогического совета в дошкольном учреждении
Заместитель заведующей по основной деятельности на основе своих профессиональных функций осуществляет подготовку к педагогическому совету. Диагностико-аналитическая функция позволяет грамотно подготовить и организовать педагогический совет, организовать этап разработки и подготовки. Проективно-конс ...

Педагогические условия преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста
Условие - это то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. Педагогические условия - это одна из сторон закономерности воспитательного ( ...

Народная игрушка и игры детей
Одним из действенных средств воспитания на протяжении многих веков служил фольклор — искусство, создаваемое народом и широко распространенное в быту. Это музыкальное, танцевальное, словесное творчество и др. Велико было воздействие на воспитание детей слова, произведений устного народного творчеств ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru