Рекомендации для социального приюта в формировании навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей

Педагогика и воспитание » Деятельность социального приюта по формированию навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей » Рекомендации для социального приюта в формировании навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей

Страница 2

7. Развивать гигиенические навыки: умение правильно умываться и мыть руки, чистить зубы, пользоваться салфетками (полотенцем), туалетной бумагой.

8. Содержать в порядке свою одежду и обувь.

9. Развивать умение работать, учить подчиняться общим требованиям, выполнять словесные инструкции воспитателя.

10. Активизировать познавательный интерес.

По мнению специалистов, занятия по формированию навыков самообслуживания должны включать следующие моменты:

– создание положительно-эмоционального отношения к навыку;

– игра с куклой или другими игрушками (обыгрывание навыка с персонажем);

– демонстрация действия воспитателем (показ на себе и комментировании каждого действия);

– совместные действия воспитателя с ребенком;

– действия ребенка по подражанию действиям взрослого;

– самостоятельные действия ребенка (планирование своей деятельности комментирование каждого этапа выполнения действий самим ребенком).

Работа социального приюта системна, поскольку развитием детей занимаются несколько специалистов по определенным программам: «Этика и этическая сущность», «Я и мое здоровье», «Я и коллектив», «Культура поведения».

Для более эффективной работы специалистов Сунского социального приюта, была разработана и апробирована программа «Я сам», направленную именно на формирование навыков самообслуживания.

Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

При обычном варианте развития ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.

У детей из неблагополучных семей формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Только через подражание, усвоение образца навыки у детей не формируются, во всяком случае, полностью. Причин может быть много: пьянство родителей, вследствие чего ребенку не уделяется внимание, жестокое обращение с детьми, различные заболевания. Формирование навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей является для них жизненной необходимостью. Задача социального приюта – помочь этим детям приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни.

Таким образом, в Сунском социальном приюте для детей и подростков ведется на сегодняшний день достаточно успешная работа по формированию навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей, однако есть что дополнить в этой работе:

– больше внимания уделять взаимоотношениям между детьми в процессе формирования навыков самообслуживания;

– максимально приблизить условия проживания в приюте к домашним;

– включить в работу по формированию навыков самообслуживания обучение сельскохозяйственному труду, что необходимо в сельской местности, поскольку все дети поступают в приют из деревень и сел, проживающие в частном секторе.

Таким образом, можно сделать общий вывод. У детей из неблагополучных семей навыки самообслуживания формируются с большим трудом. Поэтому очень важно вести целенаправленную коррекционно-развивающую работу в этом направлении.

Работу Сунского социального приюта для детей и подростков по формированию навыков самообслуживания можно считать, на мой взгляд, достаточно успешной, так как используются комплексные мероприятия работы с детьми, учет их личностных особенностей, соблюдается режим и в самом приюте благоприятная обстановка для гармоничного развития ребенка. Однако при проведении диагностики был выявлен ряд проблем, затем была разработана и реализована программа по формированию навыков самообслуживания, оценка эффективности показала, что реализованная программа достаточно успешна, на контрольном мероприятии дети показали высокие результаты сформированности навыков самообслуживания.

Страницы: 1 2 3

Новое в образовании:

Работа по профилактике травматизма
Профилактика детского травматизма является важной медико-социальной проблемой. Полученная ребенком травма может привести к тяжелым последствиям, а иногда и к гибели. Нередко травма, полученная в детстве, становится причиной стойких функциональных нарушений в организме. Так, переломы могут привести ...

Классификация детских площадок по компоновочной структуре
Единый игровой комплекс (В таком комплексе дизайнеры стремятся собрать воедино разнообразные игровые элементы, объединенные общим стилистическим решением. Создатели таких комплексов стремятся к колористическому единству и повторяемости основных декоративных элементов, наличию общей идеи. При этом п ...

Возможность формирования теоретического мышления на материале биологии
Одна из главных целей образования – формирование научного мировоззрения, ядром которого являются взгляды и убеждения, органически связанные с развитой способностью теоретического мышления. Для рассмотрения возможности формирования теоретического мышления в курсе биологии вновь обратимся к основным ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru