7. Развивать гигиенические навыки: умение правильно умываться и мыть руки, чистить зубы, пользоваться салфетками (полотенцем), туалетной бумагой.
8. Содержать в порядке свою одежду и обувь.
9. Развивать умение работать, учить подчиняться общим требованиям, выполнять словесные инструкции воспитателя.
10. Активизировать познавательный интерес.
По мнению специалистов, занятия по формированию навыков самообслуживания должны включать следующие моменты:
– создание положительно-эмоционального отношения к навыку;
– игра с куклой или другими игрушками (обыгрывание навыка с персонажем);
– демонстрация действия воспитателем (показ на себе и комментировании каждого действия);
– совместные действия воспитателя с ребенком;
– действия ребенка по подражанию действиям взрослого;
– самостоятельные действия ребенка (планирование своей деятельности комментирование каждого этапа выполнения действий самим ребенком).
Работа социального приюта системна, поскольку развитием детей занимаются несколько специалистов по определенным программам: «Этика и этическая сущность», «Я и мое здоровье», «Я и коллектив», «Культура поведения».
Для более эффективной работы специалистов Сунского социального приюта, была разработана и апробирована программа «Я сам», направленную именно на формирование навыков самообслуживания.
Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.
Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
При обычном варианте развития ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.
У детей из неблагополучных семей формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Только через подражание, усвоение образца навыки у детей не формируются, во всяком случае, полностью. Причин может быть много: пьянство родителей, вследствие чего ребенку не уделяется внимание, жестокое обращение с детьми, различные заболевания. Формирование навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей является для них жизненной необходимостью. Задача социального приюта – помочь этим детям приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни.
Таким образом, в Сунском социальном приюте для детей и подростков ведется на сегодняшний день достаточно успешная работа по формированию навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей, однако есть что дополнить в этой работе:
– больше внимания уделять взаимоотношениям между детьми в процессе формирования навыков самообслуживания;
– максимально приблизить условия проживания в приюте к домашним;
– включить в работу по формированию навыков самообслуживания обучение сельскохозяйственному труду, что необходимо в сельской местности, поскольку все дети поступают в приют из деревень и сел, проживающие в частном секторе.
Таким образом, можно сделать общий вывод. У детей из неблагополучных семей навыки самообслуживания формируются с большим трудом. Поэтому очень важно вести целенаправленную коррекционно-развивающую работу в этом направлении.
Работу Сунского социального приюта для детей и подростков по формированию навыков самообслуживания можно считать, на мой взгляд, достаточно успешной, так как используются комплексные мероприятия работы с детьми, учет их личностных особенностей, соблюдается режим и в самом приюте благоприятная обстановка для гармоничного развития ребенка. Однако при проведении диагностики был выявлен ряд проблем, затем была разработана и реализована программа по формированию навыков самообслуживания, оценка эффективности показала, что реализованная программа достаточно успешна, на контрольном мероприятии дети показали высокие результаты сформированности навыков самообслуживания.
Новое в образовании:
Убеждение как важнейший метод воспитания
Метод убеждения в воспитании - это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, формирования взглядов. Метод убеждения является ведущим в воспитательной работе. Умело пользоваться словом обязан каждый учитель. Нельзя безответственно бросаться сл ...
Работа по развитию творческого воображения у детей с задержкой психического
развития в изобразительной деятельности
Программа развивающих занятий с детьми с задержкой психического развития на уроках изобразительного искусства. Работа по формированию воображения представляет собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности. Занятия могут проводиться фронтально, малыми группами или индивидуаль ...
Мероприятия с сотрудниками и персоналом ДОУ по профилактике детского
травматизма
Любой воспитатель или сотрудник ДОУ несет ответственность за сохранность жизни и здоровья детей, поэтому должен соблюдать ряд правил: 1. При проведении выходов на мероприятия вне помещения ДОУ ответственный воспитатель обязан отвечать за соблюдение правил безопасности детей на улице и в местах досу ...