Теоретические аспекты нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с синдромом дизартрия

Педагогика и воспитание » Нарушения звукопроизношения у старших дошкольников с синдромом дизартрия » Теоретические аспекты нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с синдромом дизартрия

Страница 1

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В лёгких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжёлых наблюдается искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.

При тяжёлых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц. Такие нарушения называются анартрией (а - отсутствие данного признака или функции, артрон- сочленение).

Дизартрические нарушения речи наблюдаются при различных органических поражениях мозга, которые у взрослых имеют более выраженный очаговый характер. У детей частота дизартрии прежде всего связана с частотой перинатальной патологии (поражения нервной системы плода и новорожденного). Наиболее часто дизартрия наблюдается при детском церебральном параличе, по данным различных авторов, от 65 до 80% (М.Б. Эйдинова и Е.Н. Правдина - Винарская, 1959; Е.М. Мастюкова, 1969, 1971). Отмечается взаимосвязь между степенью тяжести и характером поражения двигательной сферы, частотой и тяжестью дизартрии. При наиболее тяжёлых формах церебрального паралича, когда отмечается поражение верхних и нижних конечностей и ребёнок практически остаётся обездвиженным (двойная гемиплегия), дизартрии (анартрии) наблюдается практически у всех детей.

Менее выраженные формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенёсших лёгкую асфиксию или родовую травму или имеющих в анамнезе влияние других нередко выраженных неблагоприятных воздействиях во время внутриутробного развития или в период родов. В этих случаях лёгкие (стёртые) формы дизартрии сочетаются с другими признаками минимальной мозговой дисфункции. Начальное изучение данной проблемы проводилось в основном невропатологами в рамках очаговых поражений мозга у взрослых больных.

Дети с дизартрией по своей клинико-психологической характеристике представляют собой крайне неоднородную группу. При этом нет взаимосвязи между тяжестью дефекта и выраженностью психопатологических отклонений. Дизартрия, в том числе и тяжёлые её формы, могут наблюдаться у детей с сохранным интеллектом, а лёгкие «стёртые» её проявления- как у детей с сохранным интеллектом, так и у детей с нарушением интеллектуального развития. Дети с дизартрией по клинико-психологической характеристике могут быть условно разделены на несколько групп, в зависимости от их общего психофизического развития, к ним относятся:

дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием

дизартрия у детей с детским церебральным параличом

дизартрия у детей с олигофренией

Страницы: 1 2

Новое в образовании:

Содержание понятия логика
Термин "логика" происходит от греческого слова logos, что значит "мысль", "слово", "разум", "закономерность", и используется как для обозначения совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и для обозна ...

Методические рекомендации по формированию краеведческих знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе
Результаты обучающего эксперимента были учтены при разработке методических рекомендаций по повышению эффективности формирования краеведческих знаний младших школьников с ЗПР. 1.В настоящее время действующие в специальных (коррекционных) школах VII вида программы строятся по принципу сочетания трех ...

Теоретические предпосылки развития программы универсальных учебных действий
За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru