5. Целенаправленная и организованная профессиональная деятельность педагога проходит в природной и социальной среде. Она в свою очередь представляет собой мощный, хотя часто неорганизованный, случайный и потому неуправляемый фактор, воздействующий на развитие и формирование личности. На молодого человека, кроме педагога, оказывают влияние и средства массовой информации (СМИ). В этой ситуации, когда на развитие личности одновременно воздействует много факторов, педагогу приходится вести “конкурентную борьбу” с негативными явлениями и искать союзников в благоприятной среде. Свежая информация выкуп авто в екатеринбурге дорого здесь.
6. Из названных особенностей вытекает следующая: творческий характер педагогической деятельности. Диагностируя и оценивая динамичную учебно-воспитательную ситуацию, педагог постоянно корректирует намеченные операции, приемы и действия, ищет новые, оптимальные пути достижения цели. Педагог в живой работе не может ограничиться лишь накопленным опытом профессиональной деятельности. Он постоянно ищет новое, пополняет и обогащает запас приемов и методов работы. 7. Результаты профессиональной деятельности педагога отдалены во времени, иногда значительно. Для сравнения возьмем овощевода, полевода. Каков урожай — они узнают осенью, т.е. через 4-5 месяцев. Пекарь подводит итоги своей работы через час-другой и т.д. Не то — педагог. О том, каким стал, повзрослев, его бывший ученик, например, шестилетний первоклассник, будет известно лишь спустя 12-15 лет. Оправдал ли надежды талантливый ученик, учитель узнает только много лет спустя. В этой особенности заключена и своя благоприятная сторона: учитель живет в благодарной памяти, отзывчивых душах своих бывших учеников. Картофелевод не может сказать, что его жизнь продолжается в клубнях. Здесь уместно обратиться к идее, которой, пожалуй, не одна тысяча лет и о которой в своих работах напоминают психологи А.В. и В.А. Петровские: у людей есть потребность запечатлеть себя в других. Чаще всего учитель и не ставит перед собой специальную задачу запечатлеть себя в своих учениках. Но это происходит само собой, независимо от сознания учителя. И неудивительно, что молодожены приглашают любимого учителя на свадебное торжество; молодая мать спешит поделиться с любимым учителем своей радостью по случаю рождения первенца. Студент-первокурсник, обучающийся вдали от родного дома, на первых же каникулах торопится к своему бывшему классному руководителю, учителю, чтобы рассказать об успехах в университете. Подобные невыдуманные примеры можно многократно продолжать. Во всех случаях, как и вообще в профессиональной деятельности педагога, феномен, отмеченный А. В. и В. А. Петровскими, проявляется непреднамеренно и непредвзято: учитель естественно продолжается в своих учениках.
8. Учитель не имеет права на ошибку — в его руках — судьба человека. Образно говоря, работа учителя сразу, без репетиций выполняется набело, без черновиков (например, в отличие от театральных постановок), потому что воспитанники — это неповторимые личности, живущие не в будущем, а сейчас, сегодня. Конечно, было бы идеально, если бы в никакой деятельности ошибок не было. К сожалению, так не бывает. Но во многих случаях ошибку без серьезных последствий можно исправить, устранить брак. Другое дело— педагогическая деятельность: нельзя просмотреть, не заметить склонность ребенка к чему-то {к музыке ли, рисованию и т.п.) Не проявившийся талант— это вина учителя. Недопустимо подозревать ребенка в каких-либо плохих делах, не имея на то достаточных оснований: он станет скрытным, обидчивым, недоверчивым ко всем и в первую очередь — к учителю. Ошибка учителя в работе с детьми может сказаться потом, уже у взрослого человека, несложившейся жизнью, разочарованием во всем. Тогда ошибка будет на совести педагога.
9. Особенностью профессии педагога является также гуманизм: вера в доброе начало в каждом ребенке, уважение к личности, любовь к людям, желание помочь другим в разных сложных жизненных ситуациях. 10. Учитель-профессионал не только учит других, но и сам постоянно учится, совершенствуя мастерство. Если он не будет пополнять свои знания, то наступит время, когда нечего будет отдавать другим. Не-прерывное образование, таким образом, является характерной особенностью педагогической профессии.
Таковы, на наш взгляд, существенные особенности педагогической профессии. Внимательный и придирчивый читатель не без основания заметит, что те особенности педагогической профессии, о которых только что говорилось, присущи и представителям некоторых других профессий.
Новое в образовании:
Характеристика основных функций процесса обучения
Дидактика выполняет следующие основные функции: 1) познавательную (научно-теоретическую); 2) практическую (конструктивно-техническую). Познавательная функция. Дидактика открывает или только констатирует факты, прямо или косвенно с ней связанные, систематизирует и обобщает их, объясняет эти факты и ...
План диагностики представлений детей дошкольного возраста о
числах, освоенности счетных умений
Методика диагностики математических представлений у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Цель диагностики: выявить представления детей о счете предметов и об их упорядоченности. ü Сосчитай, сколько здесь кругов (5 кругов расположены в беспорядке). ü Сосчитай, сколько здесь квадр ...
Влияние общественно-исторических условий на развитие человека
Образование как социальный институт имеет невероятное значение в судьбах общества. В процессе образования передается весь тот культурно-исторический опыт, накопленный за долгие годы человеческой истории, в процессе образования развивается личность, устанавливается ее позиция к миру, ее идеалы, обра ...