Вопросы активизации познавательной деятельности школьников, относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. На обычном уроке учитель рассказывает и показывает, а ученики слушают и повторяют действия. При этом «сущность деятельности ученика состоит в восприятии, осознании и сохранении в памяти большего или меньшего объема полученной в готовом виде информации, которая становится его знанием». Современное общество заинтересовано в формировании личности активной, творчески мыслящей, с развитым интеллектом. Таким образом, проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Эффективное изучение истории в школе возможно только тогда когда учитель использует разные способы передачи знаний, нестандартные пути воздействия на личность. Предпочтительными кажутся те формы, которые как уже выше упомянуто называют «формами активного обучения» и которые способны заинтересовать учащихся стимулировать и мотивировать процесс познания. Познавательная активность как педагогическое явление – это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, эта форма самоорганизации и саморегуляции учащегося; с другой – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом нельзя забывать о том, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную. Таким образом, оба вида познавательной активности тесно взаимосвязаны друг с другом.
Реализация принципа активности в обучении имеет, определяющие значение т. к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
Знакомство с процессом познавательной деятельности целесообразно начать с рассмотрения ее структуры. М. Н. Скаткин считает что нельзя познавательную деятельность отождествлять с мышлением. "В познавательной деятельности - пишет он - имеют место не только процессы мышления, но и внимание, память, воля и др."
С. Л. Рубинштейн указывал еще на одну особенность в процессе познавательной деятельности в отличии от мыслительной всегда проявляется отношение человека к окружающему. Вместе с тем познавательная деятельность всегда осуществляется на базе мышления. Мышление - это основная форма, способ, психологический механизм познавательной деятельности. В анализе познавательной деятельности М.Н. Скаткин исходит из того, что она представляет собой сложную систему, в качестве "структурной единице" которой можно выделить познавательное действие.
Т.И. Шамова в своей книге "Активизация познавательной деятельности" познавательное действие рассматривает как более широкое понятие, чем "умственные операции". Познавательное действие всегда предполагает получение нового познавательного результата. Познавательное действие характеризуется осознанием цели, в силу чего осознается и само действие, ведущее к достижению этой цели. Т.е., под познавательным действием имеется в виду осознанный, целенаправленный, результативно завершенный познавательный акт, всегда связанный с решением познавательной задачи. Однако познавательное действие отличается от познавательной деятельности. Основное ее отличие Т.И. Шамова видит в том, что в отдельном познавательном действии не проявляются все необходимые этапы познания. Познавательная деятельность в целом складывается из внутренних взаимосвязанных действий, логическая последовательность которых и определяет ее структуру.
М. Н. Скаткин утверждал, что активизация познавательной деятельности направлена на улучшение процесса усвоения знаний, и на формирование активности и самостоятельности как качества личности школьников. Такая активизация - условие развития не только умственных возможностей ученика, но и личности в целом. Ученый труд творческого характера пробуждает интерес к знаниям и процессу учения, способствует развитию любознательности. «Мы должны воспитывать так, — писал В. А. Сухомлинский, — чтобы ребенок чувствовал себя искателем и открывателем знаний. Только при этом условии однообразная, напряженная, утомительная работа школьника окрашивается радостными чувствами и приносит маленьким людям переживания творца . Активная жизнь детской мысли — это самая главная предпосылка и сознательного отношения к обучению, и твердых, глубоких знании, и тонких интеллектуальных взаимоотношений в коллективе». Ряд исследователей говорит о том, что «много дает для активизации деятельности учеников организация их самостоятельной работы». Так Дайри указывает, что самостоятельность признается качеством процесса познания, чертой личности учащегося, она проявляется в области мотивации, мышления, речи, практики, умения организовать свой учебный труд и т. д. Самостоятельная работа организуется при изучении нового материала, выполнении домашних заданий, проверке знаний, повторении и на основе всех источников (включая изложение учителя), из которых черпают знания учащиеся. «Всякая попытка учителя «внести» в ребенка познание минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает… самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитании его личностных свойств и качеств». Давыдов отмечает, что учебный предмет должен быть построен на основе обобщений и теоретических понятий о нем. Но усвоение его содержания должно осуществляться школьниками путем самостоятельной учебной деятельности, т.к. самостоятельность мышления следует рассматривать как важнейшую составляющую в характеристике особенностей личности. Т. И. Шамова выделяет активность внутреннею (мыслительную) и внешнею (моторную). В процессе изучения имеет место, как тот, так и другой вид активности.
Новое в образовании:
Психологические особенности детей с нарушениями в развитии
Известно, что дети с нарушением в интеллектуальном развитии очень часто начинают свое обучение в массовых школах, и только там учителя распознают умственное недоразвитие, которое обусловлено поражением определенных мозговых систем во внутриутробном или в самом раннем периоде жизни ребенка в связи с ...
Научная гипотеза в педагогике и её постановка
Одним из основных эмпирических методов в педагогической науке является педагогический эксперимент, который обычно включает в себя несколько этапов. Первым этапом любого педагогического эксперимента является выявление противоречия и постановка проблемы. На этом этапе работы исследователь выбирает пр ...
Мышление, как основа для усвоения математических знаний
Мышление является высшим, познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление также можно понимать как получение человеком новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлени ...