Цель: повторить и закрепить знания учащихся по орфографии, вспомнить орфограммы, регулирующие правописание безударной гласной в корне, показать связь орфографии с морфемикой и словообразованием, выявить пробелы учащихся в их подготовке по данным разделам курса русского языка;
развивать умения свободно ориентироваться в структуре слова (видеть его корни и другие составные части), различать виды орфограмм в корне слова; тренировать в подборе проверочных слов;
воспитывать желание к совершенствованию письменной речи.
Оборудование: видеопроектор, презентации, учебники по русскому языку, тетради, раздаточный материал.
Ход урока:
1. Оргмомент.
Здравствуйте, садитесь.
Итак, сегодня солнечное весеннее утро. Не зря в народе называют март - месяцем света. Свет и солнце несет людям тепло, жизнь и хорошее настроение, которое поможет нам на уроке добывать знания, потому что знания – это тоже свет и солнце. И я всем желаю на уроке быть внимательными и активными, получить хорошие отметки, чтобы ваше настроение было действительно солнечным!
2. Актуализация опорных знаний.
А сейчас повторим ранее изученный материал. Для этого выполним небольшую практическую работу. У каждого на столе лежат карточки с заданиями. Вам нужно ответить на вопросы тестов.
Уровень А
1. Какой слог называют открытым?
2. Перечислите гласные буквы алфавита.
3. Укажите в скобках количество звуков и букв. Подчеркните те слова, в которых совпадает количество букв и звуков.
Лестный (б., зв) июньский (б., зв) придаешь (б., зв) поющие (б., зв) яростные (б., зв) бьющаяся (б., зв)
4. Выполните фонетический разбор слова весна
5. Расставьте ударение в словах, вставьте пропущенные буквы.
Пол жил, красивее, документ, х зяева, об спечение, дог вор, случай, процент, кв ртал, приг вор, статуя, арест, корысть, соб лезнование, сирота, эпилог.
Уровень В
1. Какой слог называют закрытым?
2. Укажите в скобках количество звуков и букв. Подчеркните те слова, в которых совпадает количество букв и звуков.
Лестный (б., зв) июньский (б., зв) придаешь (б., зв) поющие (б., зв) яростные (б., зв) бьющаяся (б., зв), маячить (б., зв) вскользь б., зв) разъяренный (б., зв) подстричь (б., зв) прелестное (б., зв) местность (б., зв).
3. Выполните фонетический разбор слова лимон
4. Расставьте ударение в словах, вставьте пропущенные буквы.
Пол жил, красивее, документ, х зяева, об спечение, дог вор, случай, процент, кв ртал, приг вор, статуя, арест, корысть, соб лезнование, сирота, эпилог, дефис, жалить, досуха, зв нит, кухонный, мизерный, ф номен, эксперт, доллар.
5. Укажите ряд, в каждом слове которого ударение падает на второй слог. а) вагон, купе, билет, проводник б) балкон, паркет, терраса, квартира в) машина, капот, колесо, сиденье г) почта, газета, телеграф, посылка
Уровень С
1. Перечислить все буквы русского алфавита?
2. Укажите в скобках количество звуков и букв. Подчеркните те слова, в которых совпадает количество букв и звуков.
Прелестный (б, зв.) серьёзный (б., зв) звёздный (б, зв.) местный (б., зв) июньский (б., зв) придаешь (б., зв) поющие (б., зв) яростные (б., зв) бьющаяся (б., зв), маячить (б., зв) вскользь (б., зв) разъяренный (б., зв) подстричь (б., зв) прелестное (б., зв) местность (б., зв).
3. Выполните фонетический разбор слова посадка
4. Расставьте ударение в словах, вставьте пропущенные буквы.
Сим…етрия, пол жил, красивее, документ, х зяева, об спечение, дог вор, случай, процент, кв ртал, приг вор, статуя, арест, корысть, соб лезнование, сирота, эпилог, дефис, жалить, досуха, зв нит, кухонный, мизерный, ф номен, эксперт, доллар, баловать, дисп нсер, камбала, намерение, силос, к талог, кремень, рудник, свёкла, сосред точение, щавель, некр лог.
5. Прочитайте высказывание Н.В. Гоголя о русском языке. Что хотел сказать писатель?
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок, всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название ещё драгоценнее самой вещи.
Самоанализ. Поставьте сами себе отметку за выполнение работы (если выполнили все задания – 5, 4 задания – 4, 3 задания – 3)
3. Изучение нового материала
Итак, а за окном стоит весна, весна, по имени Светлана!
Обратите внимание на слова: в…сна Св…тлана (на доске). Какие буквы пропущены? Как проверить? На какое правило? Как сформулируем тему урока?
Запишите число и тему урока: Правописание безударных гласных в корне слова. Слайд 1
-Это правило вам хорошо знакомо из школы. Кто может его сформулировать?
-А сейчас посмотрим, как вы умеете применять это правило на практике.
Словарный диктант (1 у доски)
Охранять, своротить, оградить, идеология (система взглядов, характеризующая какую-либо группу, класс, политическую партию), соберу, собираю, властелин, главарь, провозгласить, индивидуальный, головной (убор), сентиментальный, загар, загореть, сокращение (отметка).
Новое в образовании:
Играя пальчиками, развиваем речь
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспита ...
Эмпирическое исследование идентичности педагога и связи идентичности с
общением
Проведенный теоретический анализ проблемы идентичности педагогов дает возможность более четко определить цель и гипотезу настоящего исследования. Таким образом, цель данного исследования — изучить идентичность педагога и выявить связь идентичности с общением. Гипотеза 1 исследования состояла в пред ...
Формы организации обучения и их развитие в дидактике
Истории мировой педагогической мысли и практике обучения известны самые разнообразные формы организации обучения. Их возникновение, развитие, совершенствование и постепенное отмирание отдельных из них связано с требованиями, потребностями развивающегося общества. Каждый новый исторический этап в ра ...