Особенности развития личности педагога дополнительного образования

Педагогика и воспитание » Особенности развития личности педагога дополнительного образования

В совокупности актуальных социально-культурных проблем, связанных с реформой образования в нашей стране, большое внимание уделяется развитию дополнительного образования детей. Учреждения дополнительного образования детей нуждаются в таких педагогах, которые могли бы воспитывать людей творчески активных, являющихся носителями социокультурных ценностей.

Структурно дополнительное образование детей вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу социально-культурной деятельности.

По состоянию на 1 января 2004 г. в дополнительном образовании детей в Российской Федерации занято более 270 тысяч педагогических работников. В современных условиях дополнительное образование детей выполняет сложную задачу обеспечения благоприятных условий для социальной адаптации подрастающего поколения к жизни в обществе. Это повышает значимость профессиональной деятельности основного субъекта названной образовательной сферы – педагога дополнительного образования детей.

Общество предъявляет к педагогам дополнительного образования детей высокие требования, которым их профессиональная деятельность не всегда отвечает. В последнее время отмечается тенденция нарастания противоречия между современными требованиями общества к результатам дополнительного образования детей и уровнем творческого развития педагогов дополнительного образования детей.

Педагоги дополнительного образования детей до последнего времени не имели возможности получать базовое высшее образование. Нынешний выпускник педагогического вуза не владеет специальными теоретическими знаниями и практическими умениями для работы в системе дополнительного образования на профессиональном уровне. Мы повсеместно встречаемся на практике с ситуацией расхождения базовой подготовки педагога дополнительного образования детей и теми социальными задачами, которые призвано решать современное учреждение дополнительного образования детей.

В связи с острым дефицитом педагогических кадров большинство учреждений дополнительного образования детей вынуждено принимать на работу работников с различным качеством теоретической и практической подготовки: зачастую педагоги дополнительного образования не имеют базового педагогического образования. Бывшие военные, инженерно-технические и клубные работники, начиная заниматься педагогической деятельностью, испытывают определённые затруднения в работе с детьми.

Цель исследования: выявление соотношения квалификационных категорий педагога и его стремления к развитию личности.

Объект исследования: развитие личности педагога дополнительного образования.

Предмет исследования: педагог как субъект образовательного процесса.

Гипотеза исследования: повышение квалификационной категории педагога как субъекта процесса способствует развитию личности не только педагога, но и его воспитанников.

Современная педагогика характеризует термином "дополнительное образование" всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта. По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.

Дополнительное образование детей представляет собой гармоническое единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни.

При этом ребенок самостоятельно и добровольно избирает содержание и эмоционально-ценностные ориентиры деятельности, взрослого специалиста (педагога, консультанта, руководителя), то или иное объединение увлеченных единомышленников.

Детская увлеченность ярко высвечивает одаренность ребенка на пути постижения главного дела его жизни.

Методологической базой дополнительного образования детей является парадигма развивающего вариативного образования, способствующая переходу общества от культуры полезности к культуре достоинства.

Дополнительное образование детей можно рассматривать как основное условие, своеобразную «стартовую площадку», пролог в становлении творческого, интеллектуального потенциала страны.

В самодеятельных объединениях детей как бы проектируется, моделируется, культурная среда обитания, отношения увлеченных людей, учитываются психологические особенности детей и подростков, она ориентирована на гуманистические ценности образования. На этих же ценностных позициях выстраиваются научно-методическая работа, процессы программирования и аттестации педагогических кадров, рекреативно-досуговая деятельность. Муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей (центры, дворцы, дома детского творчества, клубы, студии, станции юных техников и натуралистов, школы, детские оздоровительно-образовательные лагеря, центры дополнительного образования детей, традиционной культуры, народных ремесел и др.) – тип образовательных учреждений, основное предназначение которых – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Их основная задача – обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей. В этих учреждениях для ребенка обеспечивается возможность получения основного творческого образования, самоопределения (в том числе допрофессионального) и социализации в обществе. Эти учреждения, в основном, взяли на себя функцию воспитания в системе образования.

Данная образовательная система сориентирована на запрос ребёнка и его семьи, на запрос социума, в ней нет жёсткого государственного стандарта образования. В дополнительном образовании четко выражена субъектная позиция ребёнка, которому дано право выбора педагога, вида творческой или социальной деятельности, коллектива, режима занятий. Личностное, творческое развитие воспитанника учреждения дополнительного образования не приходит в противоречие с необходимостью выставления ему нормативной оценки за творческий результат, личностное достижение. Мотивационный компонент учебной деятельности не разрушается сравнением ребенка с другими, соотнесением его уровня развития с возрастными нормативами и государственным стандартом образования.

Таким образом, очевидно, что в образовательных учреждениях дополнительного образования детей образовательный (воспитательный) процесс ориентирован на ребенка, на его возрастные и личностные особенности, на его социальный заказ и субкультуру.

Успех образовательного процесса в учреждении дополнительного образования зависит от его соответствия потребности ребенка в творческом развитии его человеческой уникальности. Обеспечить этот успех может только творческая уникальная личность педагога.

Новое в образовании:

Методика экспериментального исследования пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
С целью изучения качественного своеобразия и уровня сформированности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития, нами было проведено экспериментальное исследование, которое носило сопоставительный характер. В эксперименте участвовали три группы детей, по 10 человек в к ...

Значение театральных занятий в развитии школьников на примере театра-студии «Шанс» Полянской школы-интерната
Театр – магическое слово. Сколько ещё более манящих слов, имеющих отношение к этому искусству: кулисы, сцена, рампа, и, наконец, премьера… Очень часто многие из ребят, которые приходят в студию, смутно представляют себе, чем они будут заниматься. Их представление о театральной деятельности заключае ...

Новообразования возраста
К году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия); Осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия). Речь До года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но име ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru