Эмоциональность учителя является важнейшим фактором воздействия и взаимодействия в учебно-воспитательной работе; от нее зависит успех эмоционального воздействия, она мобилизует учащихся, побуждает их к действиям, активизирует их интеллектуальную активность.
По данным Н.А. Аминова (1988), эмоциональная устойчивость является профессионально важным качеством учителя.
Эмоциональная устойчивость проявляется в том, насколько терпеливым и целенаправленным является педагог при осуществлении своих замыслов, насколько характерны для него выдержка и самообладание даже в самых неблагоприятных (стрессовых) ситуациях, насколько он умеет держать себя в руках в условиях отрицательных эмоциональных воздействий со стороны других людей.
Самая высокая эмоциональность выявлена у учителей начальных классов, что можно связать с особенностью контингента учащихся, с которым они работают, его отзывчивостью и непосредственностью в выражении своих чувств.
Проверим это, используя «Методику выявления эмоциональной устойчивости». Данные заносим в таблицу 5.
Таблица – 2.5 Эмоциональная устойчивость
№ п/п |
Код |
Баллы |
Уровень |
1 |
01 |
7 |
Высокий |
2 |
02 |
14 |
Ниже среднего |
3 |
03 |
12 |
Средний |
4 |
04 |
15 |
Ниже среднего |
5 |
05 |
11 |
Средний |
6 |
06 |
15 |
Ниже среднего |
7 |
07 |
20 |
Низкий |
8 |
08 |
10 |
Средний |
9 |
09 |
16 |
Ниже среднего |
10 |
10 |
15 |
Ниже среднего |
По данным результатам видно, что у преобладающего большинства опрошенных уровень эмоциональной устойчивости средний и ниже среднего. Это связано с особенностями работы в начальных классах, где идет большая эмоциональная нагрузка на педагога. Высокая эмоциональность проявлялась в уровне общения у 50% учителей и по ведущему стилю педагогической деятельности – эмоционально-методичным – у 90% учителей.
Лишь у одного педагога отмечается высокий уровень эмоциональной устойчивости. Он в достаточной степени умеет обладать своими эмоциями, обладает самообладанием в стрессовых ситуациях.
Для наглядности построим диаграмму (рис. 2.4).
Рисунок 2.4 – Уровень развития эмоциональной устойчивости.
В профессиональной деятельности педагога очень важным аспектом является саморегуляция эмоционального состояния. Необходимость саморегуляции возникает, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. Саморегуляция необходима в ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям, или в случае, если он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей.
Новое в образовании:
Рекомендации по эффективному использованию компонентов ИОС
· Тщательно планировать содержание компонентов ИОС. · Мотивировать студентов к созданию и поддержанию работы компонентов ИОС. Предлагать студентам в качестве заданий накопительной части ТК РНС задания по преобразованию имеющихся учебных и методических материалов в электронный вариант. · Преподавате ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной
отсталостью
Рассмотрим психолого-педагогические особенности детей с умственной отсталостью. Л.С. Выготским было предложено отличать ядерные признаки от вторичных и третичных наслоений, нарастающих над этим ядром. Ядерным дефектом при умственной отсталости является тотальное поражение головного мозга. По мнению ...
Сущность, функции и система гражданского воспитания
Содержание общегражданского политического осознания обусловливает его функции. Социальная функция общественной политической сознательности направлена на стабилизацию внутреннего положения в обществе, обеспечение морально-политического единства и дружбы народов России, осознание каждым гражданином п ...