Диагностика эмоциональной устойчивости учителя

Страница 1

Эмоциональность учителя является важнейшим фактором воздействия и взаимодействия в учебно-воспитательной работе; от нее зависит успех эмоционального воздействия, она мобилизует учащихся, побуждает их к действиям, активизирует их интеллектуальную активность.

По данным Н.А. Аминова (1988), эмоциональная устойчивость является профессионально важным качеством учителя.

Эмоциональная устойчивость проявляется в том, насколько терпеливым и целенаправленным является педагог при осуществлении своих замыслов, насколько характерны для него выдержка и самообладание даже в самых неблагоприятных (стрессовых) ситуациях, насколько он умеет держать себя в руках в условиях отрицательных эмоциональных воздействий со стороны других людей.

Самая высокая эмоциональность выявлена у учителей начальных классов, что можно связать с особенностью контингента учащихся, с которым они работают, его отзывчивостью и непосредственностью в выражении своих чувств.

Проверим это, используя «Методику выявления эмоциональной устойчивости». Данные заносим в таблицу 5.

Таблица – 2.5 Эмоциональная устойчивость

№ п/п

Код

Баллы

Уровень

1

01

7

Высокий

2

02

14

Ниже среднего

3

03

12

Средний

4

04

15

Ниже среднего

5

05

11

Средний

6

06

15

Ниже среднего

7

07

20

Низкий

8

08

10

Средний

9

09

16

Ниже среднего

10

10

15

Ниже среднего

По данным результатам видно, что у преобладающего большинства опрошенных уровень эмоциональной устойчивости средний и ниже среднего. Это связано с особенностями работы в начальных классах, где идет большая эмоциональная нагрузка на педагога. Высокая эмоциональность проявлялась в уровне общения у 50% учителей и по ведущему стилю педагогической деятельности – эмоционально-методичным – у 90% учителей.

Лишь у одного педагога отмечается высокий уровень эмоциональной устойчивости. Он в достаточной степени умеет обладать своими эмоциями, обладает самообладанием в стрессовых ситуациях.

Для наглядности построим диаграмму (рис. 2.4).

Рисунок 2.4 – Уровень развития эмоциональной устойчивости.

В профессиональной деятельности педагога очень важным аспектом является саморегуляция эмоционального состояния. Необходимость саморегуляции возникает, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. Саморегуляция необходима в ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям, или в случае, если он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей.

Страницы: 1 2

Новое в образовании:

"Многотемные фуги" в курсе полифонии для учащихся теоретического отделения
Цель этой статьи - предложить свой ракурс изложения одной из тем курса полифонии для учащихся теоретического отделения. В процессе изложения темы задействованы определённые педагогические технологии, такие как личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, самостоятельная исследоват ...

Правовое воспитание
Формирование правового сознания и правопослушного поведения подрастающего поколения — органическая составная часть гражданского воспитания. Речь идет о формировании демократического правового государства. Придается большое значение роли школы в воспитании уважения к закону, культуре, демократизму, ...

Развитие взаимодействия дошкольников со сверстниками в условиях образовательного процесса
Дошкольники в условиях дошкольного учреждения взаимодействуют в разных видах деятельности: в игре, на занятиях, в быту и труде. Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего до ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru