Диагностика эмоциональной устойчивости учителя

Страница 2

Во все времена, успех образования впрямую зависит от личности учителя, его профессиональной и общекультурной подготовки, от его творческого потенциала.

Успешность работы учителя определяется не только методами обучения и воспитания, имеющимися в его арсенале, а в большей степени обуславливается его личностью, характером, мастерством, взаимоотношениями с учащимися, творческим отношением к делу.

Зачастую то, насколько будет полноценным психическое и личностное развитие школьников, развитие их мотивов и потребностей, интересов и склонностей, самостоятельного творческого мышления, их самосознания, социальной активности и нравственной воспитанности, во многом зависит от учителя как личности и как профессионала. Основой профессионализма учителя, особенно учителя начальных классов, на современном этапе является, на наш взгляд, его умение и готовность принятия других людей, в частности, учеников такими, каковы они есть, с их индивидуальными особенностями, умение обучать их, не давая категоричных оценок этим особенностям.

Учителя начальных классов отличает особая теплота и доброта, материнская ласка в отношении к ученикам; профессиональная подготовка, ориентированная на программу обучения в начальном звене; умение излагать учебный материал в простой, доступной форме; умение общаться с маленькими школьниками, поддерживая их непосредственность и эмоциональность.

По данным нашего исследования учитель начальных классов характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и безусловной нравственностью, активно стремятся к коммуникативной и организаторской деятельности, быстро ориентируются в трудных ситуациях, принимают самостоятельные решения, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. В стиле педагогической деятельности их отличают очень многие достоинства: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподавать учебный материал, умение активизировать учеников, умелое использование и варьирование форм и методов обучения.

Вместе с тем отмечается недостаточный уровень развития эмоциональной устойчивости педагогов. Одна из профессионально значимых характеристик личности педагога – эмоциональная гибкость. По мнению Л.М. Митиной эмоциональная гибкость — это гармоничное сочетание эмоциональной устойчивости и эмоциональной экспрессивности, т. е. умение сдерживать отрицательные эмоции и проявлять положительные.

Педагогам необходимо контролировать свое эмоциональное состояние, прибегать к приемам эмоциональной саморегуляции состояния, находясь в повышенном эмоциональном и физическом напряжении. Эмоциональную устойчивость учителя мы рассматриваем как свойство психики, благодаря которому учитель способен успешно осуществлять необходимую деятельность в сложных эмоциональных условиях. Учителю, постоянно сотрудничающему с детьми, кроме эмоциональной устойчивости, необходимы эмоциональная чуткость, отзывчивость, подвижность, артистизм.

Страницы: 1 2 

Новое в образовании:

Правовое воспитание
Формирование правового сознания и правопослушного поведения подрастающего поколения — органическая составная часть гражданского воспитания. Речь идет о формировании демократического правового государства. Придается большое значение роли школы в воспитании уважения к закону, культуре, демократизму, ...

Возможности внеурочной деятельности ознакомления с окружающим миром для развития теоретического мышления младших школьников
Экскурсии - один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной ...

Проектирование профессиональных компетенций студентов
Система непрерывного профессионального образования призвана обеспечить поступательное развитие личности студента как субъекта целеполагания собственной деятельности, ориентированного на непреходящие ценности. Анализ динамики развития современного профессионального образования показывает, что целью ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru