Виды и структура идентичности

Страница 2

Преждевременная остановка формирования идентичности является нежелательным исходом развития, она может оказаться окончательным тупиком или, в более благоприятном случае, носить временный характер.

В последнем случае, мораторий, сопровождающий исследование, выбирается позднее на пути к достижению идентичности.

4. Диффузия идентичности. Это состояние характерно для людей, не имеющих сформированных ценностей и убеждений. Они или никогда не были в состоянии кризиса, или оказались неспособными конструктивно решить возникшие проблемы. При отсутствии ясного чувства идентичности обнаруживаются такие негативные состояния, как пессимизм, апатия, свободно плавающая злоба, отчуждение, чувство беспомощности и безнадежности. Диффузная идентичность может сопровождаться чувством выраженного психологического дискомфорта, страхом, желанием смерти. Часто возникает пренебрежительное отношение ко всем принятым в обществе культуральным ценностям, при неспособности выработать собственные.

Raphael, Xelowski (1980) предлагает два параметра оценки идентичности- “открытая альтернативам ” и “наличие решений”. На основе этих двух параметров они выделяют следующие типы идентичности:

1 открытый тип - связанный с наличием альтернативы;

2 закрытый тип – характеризующийся согласием с имеющимися планами решений, без восприятия каких либо альтернатив;

3 диффузный тип – связанный с неосознанностью наличия альтернатив и отсутствием решений.

Авторы считают, что человек, который был какое-то время закрыт для восприятия альтернатив, может однажды их осознать (перейти в открытый тип), а в дальнейшем может вновь стать закрытым, ограничив себя уже принятыми решениями.

Mead (1975), рассматривая проблему соотношения социальной детерминации и свободы личности, выделяет: 1) не осознаваемую и 2) осознаваемую идентичность. Неосознаваемая идентичность базируется на неосознаваемых, но принятых нормах, привычках. Это усвоенный комплекс ожиданий, поступающих от той социальной группы. К которой принадлежит человек. Осознаваемая идентичность возникает тогда, когда человек начинает размышлять о себе, о своем поведении. Таким образом, подчеркивается значение когнитивных процессов, поскольку переход от неосознаваемой идентичности к осознаваемой идентичности возможен только при наличии рефлексии.

Гоффман (1963, 1964) развивал идеи Mead, интерпретируя поведение человека как осознаваемую или неосознаваемую стратегию решения им свих проблем, связанных с идентичностью. Он выделил три вида идентичности:

1. социальная идентичность – типизация личности другими людьми на основе атрибутов социальной группы, к которой она принадлежит;

2. личностная идентичность – здесь речь идет об индивидуальных признаках человека и уникальной комбинации фактов его жизни;

3. Я - идентичность – субъективное ощущение индивидом своей жизненной ситуации, своего своеобразия.

Личная идентичность также является социальным феноменом: восприятие личностной идентичности происходит при условии, что информация о фактах жизни человека известна его партнеру по взаимодействию.

Фромм подчеркивает, что человеку, в силу его одиночества, экзистенциальной раздвоенности (осознание своей изолированности, с одной стороны – и потребность в эмоциональных связях с миром, с другой), свойственно стремление к установлению единства с самим собой и природным и социальным миром вокруг себя. Существуют два пути установления этой связи: “ Он может любить других людей – для этого он должен сам быть независимой и творческой личностью, или он может установить некие симбиотические связи, стать частью какой-то группы или сделать группу людей частью своего Я ” (Фромм, 1994). “ Спасаясь от экзистенциальной раздвоенности, человек идентифицирует себя со своей социальной организацией, и забывает про то, что он личность. Таким образом, человек перестает быть личностью и превращается в некое “оно ” .

Страницы: 1 2 

Новое в образовании:

Особенности игровой деятельности детей с умственной отсталостью
«У умственно отсталых детей игровая деятельность занимает большое место не только в дошкольный период, но и в школьный период развития и обучения». У умственно отсталых детей в силу своего аномального развития игровая деятельность плохо развита. У таких детей нет интереса к игре, наблюдается быстра ...

Эмпирическое исследование идентичности педагога и связи идентичности с общением
Проведенный теоретический анализ проблемы идентичности педагогов дает возможность более четко определить цель и гипотезу настоящего исследования. Таким образом, цель данного исследования — изучить идентичность педагога и выявить связь идентичности с общением. Гипотеза 1 исследования состояла в пред ...

Индивидуальный график работы и личный дневник
1 день практики В этот день произошло знакомство с лагерем, преподавательским составом, режимными моментами, знакомство с детьми. Меня поставили на отряд в котором возраст детей составляет от 10 до 13 лет. Ребята ко мне отнеслись настороженно. Большинство детей было из одного класса. Я представилас ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru