Идентичность педагога и связь идентичности с общением

Педагогика и воспитание » Идентичность педагога и связь идентичности с общением

В связи с преобразованиями, происходящими в российском обществе, перед социальной психологией встает ряд новых задач, связанных с осмыслением проблемы человека в условиях социальной нестабильности. В связи с этим актуализируется интерес к социально-психологическим проблемам, ранее находившимся на периферии научного анализа, в частности, к проблеме идентичности личности. Такие характерные для периода социальной нестабильности явления, как ломка социальных стереотипов, изменение системы ценностей, размывания социально-ролевой структуры общества, приводят к кризису идентичности человека, и хотя глубокий кризис – достояние далеко не всех, те или иные проблемы, связанные с поиском идентичности, встают практически перед каждым. Особенно уязвимы в этом плане люди, принадлежащие к социальным группам, статус которых резко изменился (учителя, военные, инженеры и пр.).

Актуальность настоящей работы определяется тем, что в ней предпринята попытка изучения идентичности представителей такой социальной группы, как учителя. Они являются трансляторами социального опыта подрастающему поколению, и переживаемые ими трудности, вероятно, сказываются на социализации детей.

Актуализация интереса к проблеме идентичности происходит в контексте многообразия теоретических и эмпирических подходов к ее исследованию, а также терминологической неопределенности. Поэтому актуальность данной работы связана также с тем, что она представляет собой попытку синтеза различных теоретических концепций идентичности, как отечественных, так и зарубежных.

В данной работе идентичность понимается как сформированный и личностно принимаемый образ себя во всем многообразии отношений человека к окружающему миру. Два аспекта идентичности – личностный (определение себя в терминах личностных качеств) и социальный (определение себя в терминах группового членства) являются онтогенетически и структурно взаимосвязанными.

Каждый элемент структуры идентичности имеет три измерения: содержательное (описываемая сфера жизни или личности человека), оценочное (оценка человеком данного содержания), временное (существование элемента в плане субъективного времени личности). Структура идентичности изменяется в соответствии с изменениями социального или биологического контекста ее существования за счет ассимиляции и аккомодации новых элементов или переоценки существующих. Возможно выделение двух основных состояний идентичности: диффузная идентичность и достигнутая. Переход от одного состояния к другому осуществляется через преодоление кризиса идентичности, который объективно определяется как несоответствие сложившейся к данному моменту структуры идентичности изменившемуся контексту ее существования, субъективно же переживается как состояние поиска новых возможностей и решения встающих проблем (конструктивный кризис, приводящий к достижению идентичности) или как состояние разочарования, неверия в себя и свое будущее (деструктивный кризис, не приводящий к достижению идентичности).

Исходя из изложенного понимания идентичности, мы сформулировали цели и задачи исследования.

Цель исследования – изучить идентичность педагога и выявить связь идентичности с общением.

Для реализации данной цели были поставлены и решались следующие задачи:

1. Раскрыть понятие идентичности.

2. Выявить особенности идентичность педагогов.

3. Показать взаимосвязь идентичности и общения.

Объект исследования – психология идентичности.

Предмет исследования – идентичность педагога и связь идентичности с общением.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты содержат информацию, которую можно использовать в рамках индивидуального консультирования или социально-психологического тренинга, а также разработана программа для учителей и студентов педагогических вузов.

Новое в образовании:

Психолого-педагогические аспекты групповой формы обучения
В мировой школе используются три организационные формы обучения: индивидуальная, групповая и фронтальная. На разных исторических этапах предпочтение отдавалось то одной, то другой из них. Примерно до XVI века основной была индивидуальная форма. Затем ее заменяет групповая. С XIX века, когда ведущей ...

Опытно-экспериментальная работа по воспитанию у детей положительных взаимоотношеий через совместную деятельность
В исследовании участвовали дети подготовительной к школе группы «АБВГДэйка» в количестве 15 человек. Контрольной группой была определена подготовительная к школе группа «Улыбка». Исследование проходило в 3 этапа: 1 этап констатирующий – сентябрь 2010г. 2 этап формирующий – октябрь 2010г. – март 201 ...

Развитие речевого аппарата
Второй год жизни является периодом становления и быстрого развития речи. С года до года и шести-восьми месяцев ребенок учится понимать речь, а во второй половине второго года жизни быстро увеличивается его словарный запас, совершенствуется его активная речь. Если для годовалого ребенка слова взросл ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru