Виды и структура идентичности

Страница 1

Мнения и представления разных авторов о видах, типах и структуре идентичности достаточно многообразны и претерпели исторические изменения. В частности, Эриксон еще в 1968 году выделял:

1. Эго-идентичность;

2. позитивную идентичность;

3. негативную идентичность.

De Levita различает следующие формы идентичности:

1. Базисная. Она определяется такими условиями, как принадлежность к определенной расе, национальности, группе населения, полу. Эти исходные характеристики формируют соответствующие элементы идентичности.

2. Приобретенная. Эта идентичность возникает на основе собственных профессиональных достижений, связей и ориентаций.

3. Ролевая. Под этим видом идентичности понимают выполнение ролей, усвоенных в ходе развития. Они могут быть заимствованы у кого-либо или быть обусловленными ожиданиями окружающих.

Миллер (1981) представляет структуру идентичности, как состоящую из различных взаимодействующих областей и уровней, находящихся в иерархическом или временном соотношениях. К ним относятся:

1. центральная идентичность;

2. периферическая идентичность;

3. различные субидентичности

Глассер (1991), подчеркивая связь идентичности и самооценки, считает, что любовь и самоуважение – два основных пути, ведущих к осознаванию идентичности. Основываясь на данной точке зрения, автор выделяет позитивную и негативную идентичности. Строятся и более сложные модели (Fogelson, 1982), в которых выделяют:

1. актуальную идентичность;

2. потенциальную идентичность;

3. идеальную идентичность.

Для построения своей модели идентичности Marcia (1980) использовал:

1. наличие или отсутствие кризиса, то есть, состояния поиска идентичности;

2. наличие или отсутствие составляющих идентичность, то есть, личностно значимых целей, ценностей, убеждений, принятых решений относительно себя и своей жизни.

В разработанной модели Marcia выделяет четыре статуса идентичности:

1. Достигнутая идентичность - возникает у человека, который прошел связанный с кризисом период самоанализа и в результате приобрел определенную систему ценностей и убеждений. Он знает, кто он, к чему стремится, что следует делать. Таким людям обычно свойственно чувство доверия, оптимизм в отношении будущего, а осознание трудностей не уменьшает стремление придерживаться избранного направления. Свои цели, ценности и убеждения такой человек рассматривает как личностно значимые, обеспечивающие ему чувство смысла жизни.

2. Мораторий. Этот термин используется Marcia по отношению к человеку, находящемуся в состоянии кризиса идентичности и пытающемуся его разрешить, исследуя возможные альтернативы. Такой человек находится в активном поиске информации, необходимой для разрешения кризиса. Для ранних этапов поиска особенно характерны чувства радости, ожидания и любопытства.

3. Идентичность, формирование которой преждевременно остановилось. Marcia, таким образом, обозначает состояние человека, который принял на себя обязательства, без достаточного исследования альтернативных возможностей, часто просто акцентируя выбор, предложенный родителями. По содержанию эта систем ценностей и убеждений может совпадать с такой у лиц с “ достигнутой идентичностью”, но, тем не менее, процесс и формирования различен. Составляющие данной идентичности возникают не в результате самостоятельного поиска и выбора, не через переживание кризиса, а, в основном, вследствие идентификации с родителями или другими авторитетными лицами. Принятые подобным образом, цели, ценности и убеждения сходны с родительскими, отражая их ожидания.

Страницы: 1 2

Новое в образовании:

Воспитание детей в труде
С самого раннего детства ребенок погружался в трудовую атмосферу семьи, становился участником разнообразных дел, втягивался постепенно в систему трудовых обязанностей и отношений. Как только ребенок подрастал, начинал твердо стоять на ногах и понимать речь окружающих, он легко и естественно включал ...

Современное состояние и перспективы развития педагогико-воспитательного процесса в пенитенциарных учреждениях
Отсутствие знаний, навыков и современных социально-адаптивных стратегий поведения у родителей, значительной части сотрудников колонии и некоторых педагогов значительно затрудняет оказание необходимого воспитательного воздействия, психологической и социальной поддержки подросткам. В результате они о ...

Психолого-педагогические основы воспитания нравственных ценностей у старшеклассников
Практика воспитания личности своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. В воспитании и развитии личности особое место занимают внутренние духовно-нравственные ценности. Ценности и идеалы тесно связаны с историческими факторами. В связи со сменой классов менялись представлени ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru