Эмпирические подходы к исследованию идентичности

Педагогика и воспитание » Идентичность педагога и связь идентичности с общением » Эмпирические подходы к исследованию идентичности

Страница 3

Как правило, проективные показатели используются для анализа трех различных аспектов самоотношения в той или иной мере ускользающих при анализе прямого самоотчета. Речь идет, во-первых, о тех бессознательных компонентах самоотношения, которые предполагают внутриличностные защиты, не допускающие это самоотношение до самосознания. Во-вторых, о «незамеченном, непреднамеренном самоотношении», которое человек затрудняется адекватно вербализовать. В-третьих, о той «нежелательной» самооценке, которая противоречит социально-приемлемым образам личности.

Наиболее часто для анализа самоотношения используется экспрессивная проективная методика рисования человека, тематический апперцептивный тест, тест чернильных пятен Роршаха, тест незаконченных предложений, символические задания на выявление «социального Я» и др.

Оригинальность и простота, доступность и сопоставимость символических заданий для разных возрастов, возможность межнациональных сравнений делают проективные методики привлекательными как для исследовательского, так и для практического диагностического использования.

Как явствует из приведенного краткого анализа, все четыре перечисленные группы методов обладают своими достоинствами и недостатками. Методики, основанные на вербальном стандартизированном самоотчете, обеспечивают сопоставимость результатов, независимость от опытности экспериментатора, однако апеллируют к более осознанным аспектам самосознания. Нестандартизированные самоотчеты гораздо более трудоемки для количественной обработки и более подвержены факторам влияния лингвистических способностей испытуемых. Идеографические техники ставят проблему обоснованности диагностических заключений. Проективные методики в целом устраняют прямое влияние стратегии самопрезентации, однако связаны с рядом проблем интерпретации проективных показателей.

Итак, в психологии сложились традиции в исследовании феномена идентичности. Проблема идентичности человека является ядром не только современной глобалистики, но и всей социально-психологической проблематики. К настоящему времени в мировой психологии накоплен обширный методологический материал, в котором рассмотрены теоретические подходы скорее взаимодополняют друг друга, выделяя в качестве объекта исследования различные стороны феномена идентичности.

В современном западном обществе идентичность субъекта определяется самоидентификациями в сфере сущего, социального, отражает психологическую тождественность личности. Это как отождествление с людьми, с какой-либо социальной общностью, социальной ролью, группой, т. е. умение, не выходя из собственных границ, дать себе возможность пережить чувство реальности другого человека, так и со своими потребностями и ценностями, т. е. “ безусловной дружественности к самому себе” (В. Хохлов).

Идентичность – динамическая структура, она развивается на протяжении всего жизненного пути человека, причем развитие это нелинейно и неравномерно, определяется сильным стремлением личности к обретению идентичности и гибельностью последствий ее разрушения для человека.

Идентичность отражает самобытность и подлинность человека, она значима в своей целостности, а не репрезентирует другие феномены.

Носителем идентичности является субъект, вне субъекта нет идентичности. Идентичность имеет объектное существование и субъективное осуществление. Идентичность – субъективна по природе, объективируется в бытии.

Страницы: 1 2 3 

Новое в образовании:

Стили декупажа
Среди стилей декупажа на сегодняшний день лидерские позиции занимает кантри в представительстве французского прованса, шебби-шик, викторианский стиль (консерватизм, классика, красное дерево, состаренная роскошь, аристократические узоры тканей, благородные цвета), милитари (хаки, строгие формы, мета ...

Результаты мероприятий, проводимых в школе № 75 по здоровьесбережению школьников
Проблема здоровьесбережения, пожалуй, самая актуальная и требующая системного подхода в решении. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного усп ...

Роль игры в психическом и личностном развитии ребенка
Чтобы понять детей, найти к ним подход мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. Давно признано, что игра занимает значительную часть в жизни ребенка. Философы и педагоги др ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru