Эмпирические подходы к исследованию идентичности

Педагогика и воспитание » Идентичность педагога и связь идентичности с общением » Эмпирические подходы к исследованию идентичности

Страница 3

Как правило, проективные показатели используются для анализа трех различных аспектов самоотношения в той или иной мере ускользающих при анализе прямого самоотчета. Речь идет, во-первых, о тех бессознательных компонентах самоотношения, которые предполагают внутриличностные защиты, не допускающие это самоотношение до самосознания. Во-вторых, о «незамеченном, непреднамеренном самоотношении», которое человек затрудняется адекватно вербализовать. В-третьих, о той «нежелательной» самооценке, которая противоречит социально-приемлемым образам личности.

Наиболее часто для анализа самоотношения используется экспрессивная проективная методика рисования человека, тематический апперцептивный тест, тест чернильных пятен Роршаха, тест незаконченных предложений, символические задания на выявление «социального Я» и др.

Оригинальность и простота, доступность и сопоставимость символических заданий для разных возрастов, возможность межнациональных сравнений делают проективные методики привлекательными как для исследовательского, так и для практического диагностического использования.

Как явствует из приведенного краткого анализа, все четыре перечисленные группы методов обладают своими достоинствами и недостатками. Методики, основанные на вербальном стандартизированном самоотчете, обеспечивают сопоставимость результатов, независимость от опытности экспериментатора, однако апеллируют к более осознанным аспектам самосознания. Нестандартизированные самоотчеты гораздо более трудоемки для количественной обработки и более подвержены факторам влияния лингвистических способностей испытуемых. Идеографические техники ставят проблему обоснованности диагностических заключений. Проективные методики в целом устраняют прямое влияние стратегии самопрезентации, однако связаны с рядом проблем интерпретации проективных показателей.

Итак, в психологии сложились традиции в исследовании феномена идентичности. Проблема идентичности человека является ядром не только современной глобалистики, но и всей социально-психологической проблематики. К настоящему времени в мировой психологии накоплен обширный методологический материал, в котором рассмотрены теоретические подходы скорее взаимодополняют друг друга, выделяя в качестве объекта исследования различные стороны феномена идентичности.

В современном западном обществе идентичность субъекта определяется самоидентификациями в сфере сущего, социального, отражает психологическую тождественность личности. Это как отождествление с людьми, с какой-либо социальной общностью, социальной ролью, группой, т. е. умение, не выходя из собственных границ, дать себе возможность пережить чувство реальности другого человека, так и со своими потребностями и ценностями, т. е. “ безусловной дружественности к самому себе” (В. Хохлов).

Идентичность – динамическая структура, она развивается на протяжении всего жизненного пути человека, причем развитие это нелинейно и неравномерно, определяется сильным стремлением личности к обретению идентичности и гибельностью последствий ее разрушения для человека.

Идентичность отражает самобытность и подлинность человека, она значима в своей целостности, а не репрезентирует другие феномены.

Носителем идентичности является субъект, вне субъекта нет идентичности. Идентичность имеет объектное существование и субъективное осуществление. Идентичность – субъективна по природе, объективируется в бытии.

Страницы: 1 2 3 

Новое в образовании:

Приемы активизации учебного процесса
1. Анализ ситуаций При диагностике и анализе ситуации чаще всего необходимо определить наиболее существенные её особенности, связи, факты. Под ситуацией принято понимать временный срез состояния воображаемой или наблюдаемой в действительности системы, отражающей взаимодействие людей, машин; взаимод ...

Разработка проекта информационной безопасности школьника
Актуализация качественно новых угроз безопасности учащихся, затрагивающих сущность информационной связи общества и человека, а также отсутствие педагогических условий обеспечения информационной безопасности школьника в системе образования свидетельствует об актуальности данного исследования. Основн ...

Методика применения дидактических в преподавании истории
С целью подтверждения нашей гипотезы мы провели эксперимент в средней общеобразовательной школе г.Амурска. В эксперименте принимало участие 2 десятых класса по 26 учащихся в каждом. На основе 10 а класса проводился эксперимент, 10 б класс является контрольным. До начала эксперимента в классах была ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru