Эмпирические подходы к исследованию идентичности

Педагогика и воспитание » Идентичность педагога и связь идентичности с общением » Эмпирические подходы к исследованию идентичности

Страница 2

Контрольные списки также являются разновидностью стандартизированного самоотчета. От опросников их отличает краткость пунктов, вплоть до отдельных прилагательных. Наиболее известны контрольный список прилагательных Г.Гоха и методика под названием «Личностный семантический дифференциал».

Списки – относительно удобные диагностические инструменты в смысле простоты применения и обработки, однако они обладают рядом недостатков. Во-первых, они навязывают субъекту оценку по параметрам, которые, возможно, не являются значительными для него, но по которым грамотный человек в принципе может дать оценку. Во-вторых, вынесение категорических суждений относительно личностных параметров наталкивается на внутренне сопротивление субъекта. Так, например, сказать «да» или «нет» относительно параметров смелый, добрый, правдивый, отзывчивый и т.п. для некоторых людей довольно сложно и в силу социальной нормы скромности, и в силу неясности обстоятельств проявления этих качеств, так сказать, неясности их жизненной цены.

Нестандартизированные самоотчеты.

Поскольку «Я-концепция» так или иначе, проявляется в любом развернутом самоописании (в дневниковых записях, в нестандартизированных ответах на вопросы анкеты или интервью, в письмах и т.д.), появляется возможность применить к некоторой совокупности текстов процедуру контент-анализа.

Оценивая нестандартизированные самоотчеты с применением контект-анализа, в целом, надо отметить, что основное их достоинство по сравнению со стандартизированными самоотчетами состоит в потенциальном богатстве оттенков самоописания и в возможности анализировать самоотношение, выраженное языком самого субъекта, а не навязанным ему языком исследования. Это, однако, является и одним из ограничений этого метода – субъекта с низкими лингвистическими способностями и навыками самоописания оказывается в худшем положении по сравнению с человеком, обладающим богатой лексикой для передачи своих переживаний.

При этом необходимо учитывать, что всякий контент-анализ ограничивает возможность учета индивидуального своеобразия испытуемого путем наложения готовой системы категорий, тем самым, приближая результаты, полученные этим методом, к тем, которые получаются с помощью стандартизированных самоотчетов. На нестандартизированные самоотчеты влияет стратегия самопрезентации, которая должна учитываться при интерпретации результатов.

Идеографические методики.

Идеографические методики, основанные на использовании психосемантических закономерностей, анализе индивидуальных матриц, при котором пространство самоописания и его содержательные оси не задаются априорно на основе усредненных данных, а выявляются у данного конкретного испытуемого, причем результаты интерпретируются не путем соотнесения с «нормой», а относительно других характеристик того же субъекта – также применяются в исследовании самосознания.

Эти методы известны под названиями «техника репертуарных решеток» или «репертуарные личностные тесты». В их основе лежит теория личностных конструкторов, выдвинутая Дж. Келли в 1955 году. По Келли, «личностные процессы направляются по руслам конструкторов, которые служат средствами предвидения событий». Под личностными конструктами понимается система бинарных оппозиций, используемых субъектом для категоризации себя и других людей.

Основной трудностью в применении этих методик является необходимость более дифференцируемой системы диагностических заключений, основанной на изучении многообразных индивидуальных вариаций, выявляемых этими методами. Если такая исследовательская работа не проделана, то диагностическое значение тех или иных вариантов структуры самосознания выводится из здравого смысла, что, естественно, сводит на нет ценность самой идеографической процедуры.

Проективные методики.

Использование проективных методик в исследовании самосознания в целом вызвано необходимостью редукции влияния стратегии самопрезентации и основано не на психоаналитическом толковании проекции, а скорее на представлениях о проявлении общего свойства нашего отражения действительности – его пристрастности, которая и проявляется в том, что структура личности, в частности и представления о себе, и самоотношение могут «проецироваться в недостаточно структурированной ситуации» .

Страницы: 1 2 3

Новое в образовании:

Классификация детских площадок по компоновочной структуре
Единый игровой комплекс (В таком комплексе дизайнеры стремятся собрать воедино разнообразные игровые элементы, объединенные общим стилистическим решением. Создатели таких комплексов стремятся к колористическому единству и повторяемости основных декоративных элементов, наличию общей идеи. При этом п ...

Социально-психологические особенности младшего школьника
Феномен вытеснения воспитательной деятельности из набора профессиональных педагогических обязанностей проявляется в полной мере в средней школе. Но его источник расположен в начальной школе. Здесь же происходит своеобразная "закладка" как положительных, так и негативных последствий самых ...

Методы формирования теоретического мышления в курсе биологии 8-ого класса
Опираясь на указанный в §2.2. ряд неоспоримых фактов в теории эволюции и принципы РО, для достижения поставленной цели (разработка метода формирования теоретических обобщений) в ходе работы был построен алгоритм, каждый шаг которого можно считать учебной задачей. Учебная задача, с решения которой т ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru