Взаимосвязь общения и идентичности

Общение является важнейшим источником самовосприятия. В свою очередь, некоторые особенности общения могут приводить к содержательным и структурным изменениям идентичности. Например, Р.М. Грановская и Ю.С. Крижанская (1994) считают, что такие особенности педагогического общения, как необходимость оценивать и исправлять ошибки, преобладание позиции “сверху” приводят к формированию у учителя завышенной самооценки, догматичности самовосприятия. С другой стороны, закрытый тип идентичности в условиях дефицита обратной связи от ученика может обусловить закрепление стереотипных приемов общения.

На характеристики идентичности и общения педагога влияют его возраст и стаж педагогической работы. А.К. Маркова (1992) и другие авторы выделяют с этой точки зрения ряд критических периодов в деятельности учителя.

В ряде исследований (Е.С. Михайлова, 1990; Е.Р. Волкова, 1992) предприняты попытки выделения типов учителей на основе особенностей их самосознания и общения. Подчеркивается единство коммуникативных и рефлексивных способностей педагога.

Е. Мелибруда о связи идентичности и общения говорит следующее. В течение всей своей жизни, общаясь с разными людьми, мы обогащаем свои представления и суждения о самих себе. Можно сказать, что в нашей самооценке навсегда зафиксированы оценки других. Нередко в получаемой от других информации содержатся и важные «обратные связи», отражающие реакции окружающих на наше поведение или чувства, которые у них вызывают наши поступки или намерения.

Формирования образа «Я» приводит к возникновению ощущения себя, своей самоидентичности. Как правило, закрепления описания самого себя сопровождается накоплением различных оценок полученных в свой адрес от других, что внутренне переживается как ощущение своей ценности.

Ощущение собственной ценности и чувства самоидентичности – это два фундаментальных начала личности, залог ее целостности. Собственно «Я» рождается в процессе взаимодействия с другими людьми. Возможность укрепления и утверждения собственной личности зависит от качества контактов с другими людьми. У людей, находящихся в благоприятных отношениях друг с другом, усиливаются чувство самоидентичности и ощущение собственной личностной ценности.

Негативная реакция, связанная с недостаточным подтверждением образа «Я» или с сомнениями по поводу этого образа, возникает в ответ на критику или отсутствие похвалы.

В некоторых случаях расхождение образа «Я» с оценками окружающих может сыграть важную роль в жизни человека, стать стимулом к изменению каких-то элементов его поведения, способа мышления и таким образом способствовать личностному развитию человека.

Именно поэтому можно с полным основанием утверждать, что люди, с которыми мы когда-то раньше общались, продолжают присутствовать в нас.

Итак, общение и идентичность педагога, по-видимому, взаимосвязаны и образуют единый комплекс, причем каждому возрастному или профессиональному периоду в жизни учителя свойственно особое сочетание их характеристик.

Новое в образовании:

Понятие об абилитации и реабилитации у детей с ДЦП
Термин «реабилитация» в детском возрасте и у взрослого человека имеет разное содержание. У взрослого человека реабилитация это достаточно ограниченный во времени процесс, направленный на повторное приспособление личности больного к социально-бытовой среде через восстановление нарушенных функций и т ...

Направления, формы и методы этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности
Опытно-экспериментальная работа по реализации процесса воспитания эстетической культуры школьников осуществлялась на базе Элистинского Дворца детского творчества Республики Калмыкия. В процессе констатирующего эксперимента решались следующие задачи: 1. Зафиксировать достигнутый уровень жизнедеятель ...

Развитие теоретического мышления младших школьников на уроках ознакомления с окружающим миром
Выдающийся детский психолог Л.С. Выготский определил развитие ребенка как результат обучения, не совпадающий с его содержанием, то есть как личностные новообразования, которые принципиально отличают ребенка в начале и в конце обучения. Это изменения, происходящие в психике (в восприятии, внимании, ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru