Проблемы современной семьи

Страница 1

Свои функции полноценно может выполнять лишь социально благополучная семья. Между тем, в современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, появление неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и в выполнении других важнейших функций. Благополучие многих семей пошатнулось.

Затраты на воспитание детей в общем семейном бюджете возросли, но идут они в основном на питание, одежду, обувь, школьно-письменные принадлежности, а на книги, театр, экскурсии и другие воспитательные мероприятия средств не остается. Принципиально положение не меняется, несмотря на то, что 24 млн. из 38,3 млн. детей до 18 лет охвачено ежемесячными пособиями. Снизилось качество питания детей. Уменьшилось число детских учреждений — к 2011 г. их осталось 72,8 тыс., при этом в год их число сокращается более чем на 4% в год. Вместе с тем уменьшается число вводимых больниц, поликлиник и родильных домов. Год от года выпускается все меньше и меньше детских и юношеских художественных фильмов, мультфильмов, сокращаются тиражи детских изданий. Велики трудности с учебниками. Все это отнюдь не способствует укреплению социальной защищенности детей.

Ухудшается положение на рынке труда женщин. Среди безработных женщин лица в возрасте до 30 лет составили в 2010 г. 87,4%. Примерно половина из них (48%) имеет детей до 16 лет, при этом 11% — одинокие матери, 10% — многодетные. Вместе с тем, нужно отметить следующее. В современную эпоху (особенно в цивилизованных странах) роль женщины совершенно изменилась. Сейчас большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это с одной стороны, способствует росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубляет конфликтную ситуацию, приводит к снижению рождаемости и увеличивает уровень смертности. Конфликтность в семье может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т.д.

Статистика фиксирует обратную корреляцию между уровнем профессиональной занятости женщин и уровнем рождаемости. Причем на уход за детьми профессионально занятые женщины тратят значительно меньше времени, чем неработающие. Эта двойственность влияния профессиональной занятости женщин непосредственно переносится и на процесс воспитания. Однако положительные и отрицательные моменты данного воздействия зависят как от нравственно-психологического климата в семье, так и от личности матери, уровня ее образованности, общей культуры, авторитета у ребенка. Следовательно, есть семьи и профессии, где указанное влияние является положительным, но немало и таких (речь идет о малоквалифицированном труде), где профессиональная работа матери приносит больше вреда, чем пользы.

Страницы: 1 2 3

Новое в образовании:

Методическая работа в учреждении дополнительного образования детей
Методическая работа в УДО - это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических работников по повышению своей научно-теоретической, методической подготовки и профессионального мастерства в межкурсовой период. В ее основе лежит несколько аспектов: деятельностный аспект позв ...

Основные компоненты мировоззрения
В основе мировоззрения лежит миропонимание, то есть совокупность определенных знаний о мире. Эти знания и представления относятся не только к настоящему, но и к прошлому, и к ожидаемому будущему. Они скрепляют в единое целое духовный мир людей. На основе таких знаний и представлений возникали, форм ...

Реализация системного подхода в работе педагога дополнительного образования детей
Многочисленные наблюдения показывают, что эффективность профессиональной деятельности педагога дополнительного образования во многом предопределена его умением на системно-целевой основе ставить и решать многочисленные задачи воспитания и обучения учащихся. Системное видение своей профессиональной ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru