Профессиограмма педагога дополнительного образования

Страница 3

1. Мировоззрение личности;

2. Положительное отношение к педагогической деятельности;

3. Педагогические способности;

4. Профессионально-педагогические знания, умения, навыки.

Т.И.Руднев предлагает профессиограмму учителя, содержащую когнитивный компонент (знания, эмоциональность (направленность), практические способности и профессионально-значимые качества) (см. схема 1).

1. Педагогическая направленность может сформироваться ещё в школе под влиянием мучителей и активной школьной жизни. В основе направленности находятся мотивы выбора педагогической профессии: стремление работать с детьми,

учить и воспитывать, интерес к предмету. Очень важно и осознание наличия у себя возможностей успешного овладения профессией.

2. Научные знания, содержащие систему закономерностей в области специального предмета, блок психолого-педагогических и методических знаний, знаний смежных предметов, продолжают на протяжении всего времени обучения в вузе влиять на мотивы, углубляя их, либо вызывая переоценку правильности выбора профессии.

3. Уровень развития педагогических способностей проявляется в период педагогической практики, сигнализируя об их сформированности и при наличии педагогической направленности обращая студента к работе над собой.

4. Педагогические способности тесно связаны с особенностями характера учителя и спецификой педагогической системы.

Уместно обратиться к самодиагностике личностных качеств в структуре профессиограммы. Предлагаемый оценочный лист построен по принципу функциональной группировки личностных качеств. (см. схема 2)

Первая группа качеств характеризует отношение к работе;

Вторая – активность в деятельности;

Третья – коммуникативность учителя.

Приведенные классификации показывают, что педагогическая деятельность всегда соотносится с умениями. К основным умениям педагогической деятельности можно отнести:

1. ориентационные;

2. академические;

3. перцептивные;

4. мобилизационные;

5. организационные;

6. коммуникативные;

7. гностические;

8. дидактические;

9. конструктивные;

10. прикладные;

11. умения педагогического мышления;

12. умения педагогической техники;

13. речевые;

14. исследовательские умения.

Ориентируясь на перечисленные профессиональные компетенции педагога можно составить профессиограмму.

I. Психолого-педагогические умения

1. читать и анализировать специальную психолого-педагогическую литературу.

2. самостоятельно анализировать педагогические явления

3. анализировать передовой педагогический опыт.

4. проводить самоанализ

5. проявлять эмпатию к учащимся

6. организовать себя, управлять своим состоянием

II. Профессионально-личностные качества

1. потребность в самопознании

2. самостоятельность

3. трудолюбие и прилежание

4. самокритичность

5. дисциплинированность

6. культура поведения и общения

III. Частно-методические умения

1. планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по специальности

2. стимулировать и организовывать разные формы внеклассной воспитательной работы

3. анализировать уроки и внеклассные мероприятия

4. оценивать действия школьников и свою работу

5. разрабатывать дидактический материал к урокам и занятиям

6. мобилизовывать учащихся на познавательную деятельность

IV. Коммуникативно-организаторские умения

1. устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, группами, ученическими коллективами;

2. создавать благоприятный микроклимат, располагать к себе учеников;

3. регулировать внутриколлективные отношения школьников;

4. ориентироваться в изменившихся условиях, перестраивать своё поведение;

5. уметь декламировать, петь, танцевать, поддерживать беседу.

V. Исследовательские умения

1. выявлять проблему, определять объект, предмет, цель, задачи, методы исследования;

2. подбирать и применять методы и методики изучения личности коллектива;

3. иметь представление об инновационных технологиях по своей специальности;

4. организовать эксперимент;

5. обобщать, описывать, литературно оформлять результаты исследований.

Часто профессиограмма используется как форма анкетирования при организации констатирующего эксперимента. Целью эксперимента является диагностика готовности к профессиональной деятельности.

Исходя из этого понимания смысла понятия «профессиограмма», можно говорить о профессиографическом методе изучения личности, при котором осуществляется сравнение имеющихся у студента знаний, умений и навыков с теми, которые могли бы у него быть в соответствии с идеальной моделью. Здесь профессиограмма выступает как форма мониторинга качества профессиональной подготовки студента к педагогической деятельности. Профессиографический метод позволяет проектировать личностный и профессиональный рост студента – будущего педагога и может стать одной из методик самовоспитания.

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Концептуальные основы совершенствования системы физического воспитания подрастающего поколения в республике Беларусь
Для полноценного формирования физической культуры личности необходима активная, творческая физкультурная деятельность учащегося или студента. Обязательным ее условием является мотивация физического воспитания и самовоспитания. Основными факторами мотивации являются содержание физического воспитания ...

Особенности усвоения краеведческих знаний младшими школьниками с ЗПР
Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекала к себе внимание педагогов, психологов, медиков. Ими была выделена определенная группа детей, которые не могут быть отнесены к умственно отсталым, т.к. в пределах имеющихся знаний они об ...

Определение мировоззрения
Существует множество точек зрения на то, что такое мировоззрение, какое место в структуре личности оно занимает. Мы попытаемся дать несколько, на наш взгляд, взаимодополняющих определений этого понятия. В терминах философии, определение мировоззрения может быть следующим: Мировоззрение - это систем ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru