Профессиограмма педагога дополнительного образования

Страница 3

1. Мировоззрение личности;

2. Положительное отношение к педагогической деятельности;

3. Педагогические способности;

4. Профессионально-педагогические знания, умения, навыки.

Т.И.Руднев предлагает профессиограмму учителя, содержащую когнитивный компонент (знания, эмоциональность (направленность), практические способности и профессионально-значимые качества) (см. схема 1).

1. Педагогическая направленность может сформироваться ещё в школе под влиянием мучителей и активной школьной жизни. В основе направленности находятся мотивы выбора педагогической профессии: стремление работать с детьми,

учить и воспитывать, интерес к предмету. Очень важно и осознание наличия у себя возможностей успешного овладения профессией.

2. Научные знания, содержащие систему закономерностей в области специального предмета, блок психолого-педагогических и методических знаний, знаний смежных предметов, продолжают на протяжении всего времени обучения в вузе влиять на мотивы, углубляя их, либо вызывая переоценку правильности выбора профессии.

3. Уровень развития педагогических способностей проявляется в период педагогической практики, сигнализируя об их сформированности и при наличии педагогической направленности обращая студента к работе над собой.

4. Педагогические способности тесно связаны с особенностями характера учителя и спецификой педагогической системы.

Уместно обратиться к самодиагностике личностных качеств в структуре профессиограммы. Предлагаемый оценочный лист построен по принципу функциональной группировки личностных качеств. (см. схема 2)

Первая группа качеств характеризует отношение к работе;

Вторая – активность в деятельности;

Третья – коммуникативность учителя.

Приведенные классификации показывают, что педагогическая деятельность всегда соотносится с умениями. К основным умениям педагогической деятельности можно отнести:

1. ориентационные;

2. академические;

3. перцептивные;

4. мобилизационные;

5. организационные;

6. коммуникативные;

7. гностические;

8. дидактические;

9. конструктивные;

10. прикладные;

11. умения педагогического мышления;

12. умения педагогической техники;

13. речевые;

14. исследовательские умения.

Ориентируясь на перечисленные профессиональные компетенции педагога можно составить профессиограмму.

I. Психолого-педагогические умения

1. читать и анализировать специальную психолого-педагогическую литературу.

2. самостоятельно анализировать педагогические явления

3. анализировать передовой педагогический опыт.

4. проводить самоанализ

5. проявлять эмпатию к учащимся

6. организовать себя, управлять своим состоянием

II. Профессионально-личностные качества

1. потребность в самопознании

2. самостоятельность

3. трудолюбие и прилежание

4. самокритичность

5. дисциплинированность

6. культура поведения и общения

III. Частно-методические умения

1. планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по специальности

2. стимулировать и организовывать разные формы внеклассной воспитательной работы

3. анализировать уроки и внеклассные мероприятия

4. оценивать действия школьников и свою работу

5. разрабатывать дидактический материал к урокам и занятиям

6. мобилизовывать учащихся на познавательную деятельность

IV. Коммуникативно-организаторские умения

1. устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, группами, ученическими коллективами;

2. создавать благоприятный микроклимат, располагать к себе учеников;

3. регулировать внутриколлективные отношения школьников;

4. ориентироваться в изменившихся условиях, перестраивать своё поведение;

5. уметь декламировать, петь, танцевать, поддерживать беседу.

V. Исследовательские умения

1. выявлять проблему, определять объект, предмет, цель, задачи, методы исследования;

2. подбирать и применять методы и методики изучения личности коллектива;

3. иметь представление об инновационных технологиях по своей специальности;

4. организовать эксперимент;

5. обобщать, описывать, литературно оформлять результаты исследований.

Часто профессиограмма используется как форма анкетирования при организации констатирующего эксперимента. Целью эксперимента является диагностика готовности к профессиональной деятельности.

Исходя из этого понимания смысла понятия «профессиограмма», можно говорить о профессиографическом методе изучения личности, при котором осуществляется сравнение имеющихся у студента знаний, умений и навыков с теми, которые могли бы у него быть в соответствии с идеальной моделью. Здесь профессиограмма выступает как форма мониторинга качества профессиональной подготовки студента к педагогической деятельности. Профессиографический метод позволяет проектировать личностный и профессиональный рост студента – будущего педагога и может стать одной из методик самовоспитания.

Страницы: 1 2 3 4

Новое в образовании:

Особенности управления инновационными процессами
Управление процессами, происходящими в учреждениях образования, - один из важнейших факторов достижения высокого уровня образовательных результатов. Особое значение имеет это положение, когда речь идет об управлении инновационными процессами, определяющими векторы развития образовательных систем вс ...

Возрастные особенности развития учащихся в начальной школе
Младший школьный возраст обычно означает период с 6-7 до 10—11 лет. В это время происходят существенные изменения в функционировании мозга ребенка. Созревающие корковые структуры все больше подчиняют себе активирующие подкорковые образования, что создает условия для произвольного регулирования ребе ...

Этапы воспитания нравственных ценностей у старшеклассников в деятельности классного руководителя
В педагогических исследования накоплен положительный опыт по выявлению механизмов воспитания ценностей у учащихся. В исследованиях зарубежных философов М. Шелера, В. Франка механизм воспитания нравственных ценностей основан на переживании, как акте любви и соучастии. В исследованиях А.В. Кирьяковой ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru