Диагностические признаки сформированности устной и письменной речи на каждом из уровней

Педагогика и воспитание » Диагностика сформированности коммуникативной компетентности учащихся при обучении математике » Диагностические признаки сформированности устной и письменной речи на каждом из уровней

Страница 2

При переходе со второго на третий уровень сформированности коммуникативных действий необходимо обеспечить знание правил общения и этикета. Дать представление о невербальных средствах общения, их происхождении, значении и роли в жизни людей. Учить самостоятельно вступать в контакт в стандартных (типовых) ситуациях, используя типовой набор коммуникативных действий (действия по образцу, задаваемому педагогом), т.е. учить применять на практике знания правил и норм с целью отработки принятых в обществе стереотипов умений и навыков культуры общения.

Чтобы сформировать у учащегося коммуникативные действия четвертого уровня нужно закреплять стереотипы коммуникативных действий, учить с помощью педагога соотносить характер коммуникативных действий с особенностями ситуации общения, т.е. учитывать интересы собеседника в типовой (стандартной) ситуации. Учить перестраивать характер, тему и тон общения в зависимости от изменения среды и ситуации, осознавать причины собственных затруднений; обучать приемам завершения разговора. Вырабатывать умения и навыки публичного выступления перед знакомой аудиторией.

Для перехода с четвертого на пятый уровень необходимо учить вступать в контакт, шаг за шагом анализируя незнакомую (нетиповую) среду или ситуацию общения, модифицируя (изменяя) способ общения. Учить тому, как правильно начинать, продолжать и поддерживать (или прерывать) и завершать общение с незнакомым собеседником, анализировать результаты общения, вносить коррективы в собственные коммуникативные действия. Вырабатывать умения и навыки публичного выступления перед незнакомой аудиторией.

Для перехода на последний, шестой уровень, необходимо учить использовать умения и навыки, культуры общения в организации сотрудничества, коллективных действий, в решении спорных проблем, отстаивании собственной точки зрения, жизненной позиции и т.д., уважая право собеседника на собственное мнение по любому вопросу.

Теперь рассмотрим уровни сформированности письменной компетентности у учащихся.

Таблица 3. Письменная компетентность

УРОВЕНЬ 1

соблюдает правила оформления документов (материалов, выводов и т.п.), предложенные учителем.

УРОВЕНЬ 2

демонстрирует владение способами предъявления информации в различных формах (текст, графики, схемы, таблицы и т.п.);

соблюдает жанр, нормы и правила оформления документа, согласованные с учителем.

УРОВЕНЬ 3

определяет цель и аудиторию для предъявления информации;

использует ясную структуру и вспомогательные средства (справочный аппарат, анонсы, ссылки, резюме).

УРОВЕНЬ 4

самостоятельно определяет адекватные форму и структуру представления информации, и носители информации, в зависимости от цели ее предъявления и предполагаемых потребителей продукта.

Публичное выступление

УРОВЕНЬ 1

готовит выступление и грамотно рассказывает о цели, ходе или результатах работы;

отвечает на уточняющие вопросы.

УРОВЕНЬ 2

демонстрирует владение способами предъявления информации в различных формах (текст, графики, схемы, таблицы и т.п.);

готовит по образцу, который предложен учителем, и делает публичное выступление о цели, ходе, содержании полученной информации или результатах проекта;

отвечает на вопросы, направленные на понимание темы.

УРОВЕНЬ 3

самостоятельно ставит цель публичного выступления;

самостоятельно выбирает жанр публичного выступления, в соответствии с его целью и характером информации;

отвечает на вопросы, направленные на развитие содержания выступления;

использует ясную структуру и вспомогательные средства (справочный аппарат, анонсы, ссылки, резюме).

УРОВЕНЬ 4

самостоятельно определяет адекватные форму и структуру представления информации, и носители информации, в зависимости от цели ее предъявления и предполагаемых потребителей продукта;

демонстрирует владение способами (риторические, невербальные, логические и т.п.) воздействия на аудиторию;

отвечает на вопросы, направленные на дискредитацию его позиции;

организует обратную связь с аудиторией.

Страницы: 1 2 3

Новое в образовании:

Использование новых информационных технологий на уроках истории
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Эти технологии позволяют учителю и учащимся использовать самые различные источники информации. В современных условиях главной задачей образования является не только получ ...

Условия эффективного управления дошкольным учреждением, закономерности и принципы педагогического руководства дошкольным учреждением
Управленческая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения многогранна, пронизывает все происходящие в дошкольном учреждении процессы и отличается большой сложностью и динамизмом. Управление предполагает умелое использование существующих закономерностей, создание хорошо продум ...

Положительное отношение к здоровью и само понимание этого феномена
Для проверки выдвинутой гипотезы (с июня по август включительно) в 2008 году было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 10 учащихся из разных городов Архангельской области и медицинский с педагогическим персоналы Вельского детского туберкулезного санатория «Глинница». Дети ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru