Диагностические признаки сформированности устной и письменной речи на каждом из уровней

Педагогика и воспитание » Диагностика сформированности коммуникативной компетентности учащихся при обучении математике » Диагностические признаки сформированности устной и письменной речи на каждом из уровней

Страница 1

В работах Мелибурда Е.Л. «Психологические возможности улучшения общения» и Нифонтова В.И. «Концептуальные основы технологии индивидуализации обучения и воспитания» выделяется шесть уровней сформированности коммуникативных действий, проявляющихся в устной речи. Чтобы рассмотреть сформированность письменной речи они делят ее на письменную компетентность и публичное выступление, каждая из которых состоит четырех уровней.

Рассмотрим уровни сформированности коммуникативных действий в устной и письменной речи.

Таблица 2. Уровни сформированности коммуникативных действий в устной речи

Уровень

Название уровня

Основной диагностический признак

Дополнительные диагностические признаки

1

Отсутствие коммуникативных действий.

Не может выполнять коммуникативные действия, испытывая неловкость и дискомфорт при попытках общения, игнорирует общение.

Не осознает необходимости вступления в контакт при встрече, никогда не начинает разговор первым.

2

Односторонние коммуникативные действия.

Вступает в контакт только после инициативы собеседника, давая односложные ответы; испытывает некоторое напряжение при общении.

С готовностью вступает в беседу, воспринимая вопросы к собеседнику как помощь в общении. Не задумывается о том, как будет продолжать беседу, не умеет правильно ее закончить.

3

Неадекватный перенос коммуникативных действий.

Ученик пытается самостоятельно вступать в беседу, используя усвоенный простой способ коммуникации (задает вопросы), не учитывая особенности ситуации общения. Может просто начать рассказывать что-либо свое (о своем), не на тему.

Задавая вопросы, не отдает себе отчета об их уместности, перебивает собеседника, говорит, не учитывая его интересы в выборе темы. Может начать и продолжить разговор, но не умеет правильно его закончить.

4

Адекватный перенос коммуникативных действий.

Умеет обнаружить несоответствие знакомой ситуации общения и усвоенного способа общения. Пытается самостоятельно перестроить этот способ, но сделать это может только при помощи воспитателя. Внимательно слушает собеседника, если беседа идет на знакомую тему, и нет, если тема не знакома.

Достаточно полно анализирует ситуацию общения и четко соотносит ее с известным способом. Осознает причины собственных затруднений и поэтому легко принимает помощь воспитателя. Может самостоятельно начать, поддержать и закончить разговор со знакомым собеседником.

5

Самостоятельное построение коммуникативных действий.

Самостоятельно строит способ общения в незнакомых условиях, пытаясь самостоятельно перестроить известный ему способ. Делает это постепенно, раз за разом все лучше, и в конце – без какой-либо помощи извне. Внимательно слушает собеседника, задает необходимые для понимания вопросы.

Критически по ходу общения оценивает свои действия, может дать о них отчет. Находит новый способ общения медленно, не всегда уверенно, но на всех этапах полностью самостоятельно. Может начать, поддержать и закончить разговор с незнакомым собеседником.

6

Свободное общение.

Опираясь на хорошо усвоенные общие принципы общения, уверенно чувствует себя и ориентируется в любом обществе, занимая гуманистическую коммуникативную позицию.

Свободно и уверенно ведет себя, обладает всеми манерами приятного собеседника (внимателен, чуток, корректен и тактичен в общении). Убедителен, но не навязчив в оценке обсуждаемых событий или действий; располагает к себе собеседника для дальнейшего общения.

На основе данных таблицы можно выделить общие методические рекомендации по формированию коммуникативных действий у учащихся.

Для перехода с первого на второй уровень необходимо вовлекать ученика в беседу с помощью ролевой игры, помочь понять важность и полезность правильных коммуникативных действий. В то же время, используя прием контраста, с помощью ярких, образных средств, «в картинках» показывать (тактично, не высмеивая), сколь нелепо и глупо в глазах окружающих может выглядеть человек, не умеющий правильно общаться. Разбирать причины неумения общаться: отсутствие элементарных знаний правил общения и этикета.

Страницы: 1 2 3

Новое в образовании:

Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития
У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития и большая распространённость нарушения речи. У детей с ЗПР имеют место все нарушения речи, наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом. Наиболее распространённым является нарушения звукопроизношения и нарушения письменной речи (дислекси ...

Формирование умений и навыков по ручной обработке материалов
Каждая трудовая операция имеет свои особенности. Поэтому есть отличия и в методике обучения выполнению разметки, рубки, резания и других трудовых операций. Вместе с тем, обучая любой трудовой операции, я исхожу из единых требований и руководствуюсь рядом общих дидактических положений. Так, при подг ...

Особенности игровой деятельности детей с умственной отсталостью
«У умственно отсталых детей игровая деятельность занимает большое место не только в дошкольный период, но и в школьный период развития и обучения». У умственно отсталых детей в силу своего аномального развития игровая деятельность плохо развита. У таких детей нет интереса к игре, наблюдается быстра ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru