В работах Мелибурда Е.Л. «Психологические возможности улучшения общения» и Нифонтова В.И. «Концептуальные основы технологии индивидуализации обучения и воспитания» выделяется шесть уровней сформированности коммуникативных действий, проявляющихся в устной речи. Чтобы рассмотреть сформированность письменной речи они делят ее на письменную компетентность и публичное выступление, каждая из которых состоит четырех уровней.
Рассмотрим уровни сформированности коммуникативных действий в устной и письменной речи.
Таблица 2. Уровни сформированности коммуникативных действий в устной речи
|
Уровень |
Название уровня |
Основной диагностический признак |
Дополнительные диагностические признаки |
|
1 |
Отсутствие коммуникативных действий. |
Не может выполнять коммуникативные действия, испытывая неловкость и дискомфорт при попытках общения, игнорирует общение. |
Не осознает необходимости вступления в контакт при встрече, никогда не начинает разговор первым. |
|
2 |
Односторонние коммуникативные действия. |
Вступает в контакт только после инициативы собеседника, давая односложные ответы; испытывает некоторое напряжение при общении. |
С готовностью вступает в беседу, воспринимая вопросы к собеседнику как помощь в общении. Не задумывается о том, как будет продолжать беседу, не умеет правильно ее закончить. |
|
3 |
Неадекватный перенос коммуникативных действий. |
Ученик пытается самостоятельно вступать в беседу, используя усвоенный простой способ коммуникации (задает вопросы), не учитывая особенности ситуации общения. Может просто начать рассказывать что-либо свое (о своем), не на тему. |
Задавая вопросы, не отдает себе отчета об их уместности, перебивает собеседника, говорит, не учитывая его интересы в выборе темы. Может начать и продолжить разговор, но не умеет правильно его закончить. |
|
4 |
Адекватный перенос коммуникативных действий. |
Умеет обнаружить несоответствие знакомой ситуации общения и усвоенного способа общения. Пытается самостоятельно перестроить этот способ, но сделать это может только при помощи воспитателя. Внимательно слушает собеседника, если беседа идет на знакомую тему, и нет, если тема не знакома. |
Достаточно полно анализирует ситуацию общения и четко соотносит ее с известным способом. Осознает причины собственных затруднений и поэтому легко принимает помощь воспитателя. Может самостоятельно начать, поддержать и закончить разговор со знакомым собеседником. |
|
5 |
Самостоятельное построение коммуникативных действий. |
Самостоятельно строит способ общения в незнакомых условиях, пытаясь самостоятельно перестроить известный ему способ. Делает это постепенно, раз за разом все лучше, и в конце – без какой-либо помощи извне. Внимательно слушает собеседника, задает необходимые для понимания вопросы. |
Критически по ходу общения оценивает свои действия, может дать о них отчет. Находит новый способ общения медленно, не всегда уверенно, но на всех этапах полностью самостоятельно. Может начать, поддержать и закончить разговор с незнакомым собеседником. |
|
6 |
Свободное общение. |
Опираясь на хорошо усвоенные общие принципы общения, уверенно чувствует себя и ориентируется в любом обществе, занимая гуманистическую коммуникативную позицию. |
Свободно и уверенно ведет себя, обладает всеми манерами приятного собеседника (внимателен, чуток, корректен и тактичен в общении). Убедителен, но не навязчив в оценке обсуждаемых событий или действий; располагает к себе собеседника для дальнейшего общения. |
На основе данных таблицы можно выделить общие методические рекомендации по формированию коммуникативных действий у учащихся.
Для перехода с первого на второй уровень необходимо вовлекать ученика в беседу с помощью ролевой игры, помочь понять важность и полезность правильных коммуникативных действий. В то же время, используя прием контраста, с помощью ярких, образных средств, «в картинках» показывать (тактично, не высмеивая), сколь нелепо и глупо в глазах окружающих может выглядеть человек, не умеющий правильно общаться. Разбирать причины неумения общаться: отсутствие элементарных знаний правил общения и этикета.
Новое в образовании:
Планы-конспекты занятий по дисциплине «Конструирование и производство
автотракторной техники»
План-конспект занятия на тему «Передний ведущий мост автомобиля» Занятие 1. Дата проведения Тема занятия: Передний ведущий мост автомобиля Цели занятия: Обучающая: Дать понятие о переднем ведущем мосте автомобиля. Воспитательная: Воспитать трудолюбие и самостоятельность. Развивающая: Развитие позна ...
Календарно-тематическое планирование на уроках биологии
Число часов в неделю – 2 ч. Таблица 4 – Календарно – тематическое планирование (1 четверть; фрагмент) Учебная тема курса Тема урока Дата Внеурочная работа Домашнее задание Общие закономерности 1.Введение. Биология – наука о жизни 2.09.11 Прочитать с.3-5учебника ,написать краткую статью ,аргу ...
Исследование агрессивности по методике Басса – Дарки
На втором этапе проводилось исследование агрессивности у подростков по методике Басса – Дарки. Опросник предлагался подросткам, находящимся в следственном изоляторе, и подросткам обычной средней школы. После проведенного исследования полученные данные были обработаны и приведены в приложении в диаг ...