Диагностические признаки сформированности устной и письменной речи на каждом из уровней

Педагогика и воспитание » Диагностика сформированности коммуникативной компетентности учащихся при обучении математике » Диагностические признаки сформированности устной и письменной речи на каждом из уровней

Страница 1

В работах Мелибурда Е.Л. «Психологические возможности улучшения общения» и Нифонтова В.И. «Концептуальные основы технологии индивидуализации обучения и воспитания» выделяется шесть уровней сформированности коммуникативных действий, проявляющихся в устной речи. Чтобы рассмотреть сформированность письменной речи они делят ее на письменную компетентность и публичное выступление, каждая из которых состоит четырех уровней.

Рассмотрим уровни сформированности коммуникативных действий в устной и письменной речи.

Таблица 2. Уровни сформированности коммуникативных действий в устной речи

Уровень

Название уровня

Основной диагностический признак

Дополнительные диагностические признаки

1

Отсутствие коммуникативных действий.

Не может выполнять коммуникативные действия, испытывая неловкость и дискомфорт при попытках общения, игнорирует общение.

Не осознает необходимости вступления в контакт при встрече, никогда не начинает разговор первым.

2

Односторонние коммуникативные действия.

Вступает в контакт только после инициативы собеседника, давая односложные ответы; испытывает некоторое напряжение при общении.

С готовностью вступает в беседу, воспринимая вопросы к собеседнику как помощь в общении. Не задумывается о том, как будет продолжать беседу, не умеет правильно ее закончить.

3

Неадекватный перенос коммуникативных действий.

Ученик пытается самостоятельно вступать в беседу, используя усвоенный простой способ коммуникации (задает вопросы), не учитывая особенности ситуации общения. Может просто начать рассказывать что-либо свое (о своем), не на тему.

Задавая вопросы, не отдает себе отчета об их уместности, перебивает собеседника, говорит, не учитывая его интересы в выборе темы. Может начать и продолжить разговор, но не умеет правильно его закончить.

4

Адекватный перенос коммуникативных действий.

Умеет обнаружить несоответствие знакомой ситуации общения и усвоенного способа общения. Пытается самостоятельно перестроить этот способ, но сделать это может только при помощи воспитателя. Внимательно слушает собеседника, если беседа идет на знакомую тему, и нет, если тема не знакома.

Достаточно полно анализирует ситуацию общения и четко соотносит ее с известным способом. Осознает причины собственных затруднений и поэтому легко принимает помощь воспитателя. Может самостоятельно начать, поддержать и закончить разговор со знакомым собеседником.

5

Самостоятельное построение коммуникативных действий.

Самостоятельно строит способ общения в незнакомых условиях, пытаясь самостоятельно перестроить известный ему способ. Делает это постепенно, раз за разом все лучше, и в конце – без какой-либо помощи извне. Внимательно слушает собеседника, задает необходимые для понимания вопросы.

Критически по ходу общения оценивает свои действия, может дать о них отчет. Находит новый способ общения медленно, не всегда уверенно, но на всех этапах полностью самостоятельно. Может начать, поддержать и закончить разговор с незнакомым собеседником.

6

Свободное общение.

Опираясь на хорошо усвоенные общие принципы общения, уверенно чувствует себя и ориентируется в любом обществе, занимая гуманистическую коммуникативную позицию.

Свободно и уверенно ведет себя, обладает всеми манерами приятного собеседника (внимателен, чуток, корректен и тактичен в общении). Убедителен, но не навязчив в оценке обсуждаемых событий или действий; располагает к себе собеседника для дальнейшего общения.

На основе данных таблицы можно выделить общие методические рекомендации по формированию коммуникативных действий у учащихся.

Для перехода с первого на второй уровень необходимо вовлекать ученика в беседу с помощью ролевой игры, помочь понять важность и полезность правильных коммуникативных действий. В то же время, используя прием контраста, с помощью ярких, образных средств, «в картинках» показывать (тактично, не высмеивая), сколь нелепо и глупо в глазах окружающих может выглядеть человек, не умеющий правильно общаться. Разбирать причины неумения общаться: отсутствие элементарных знаний правил общения и этикета.

Страницы: 1 2 3

Новое в образовании:

Направления, формы и методы этнокультурно коннотированного дополнительного образования художественно-эстетической направленности
Опытно-экспериментальная работа по реализации процесса воспитания эстетической культуры школьников осуществлялась на базе Элистинского Дворца детского творчества Республики Калмыкия. В процессе констатирующего эксперимента решались следующие задачи: 1. Зафиксировать достигнутый уровень жизнедеятель ...

Ознакомление с устройством инструментов и приспособлений
На занятиях в мастерских учащиеся изучают устройство и правила применения в работе режущего, измерительного инструментов и приспособлений. Необходимые знания и умения накапливаются у ребят при изучении конкретных инструментов, но необходимо стремиться к тому, чтобы со временем эти знания и умения с ...

Программа диагностики формирования коммуникативных универсальных учебных действий
Мы построили программу исследования на основе методик под названием «типовые задачи» предложенные ведущими отечественными учеными А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. Также для доказательства гипотезы учащиеся были распределены на экспериментальную группу 48 детей (1»а», 1»б») и контроль ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru