Характер усвоения грамматического строя

Страница 2

Поздно усваивается придаточное предложение (2г. 8м.). Среди придаточных предложений позже других видов появляются уступительные, также выражающих сложный оттенок значения. Среди суффиксов существительных последнее место по времени проявления занимают суффиксы отвлеченных качеств и действий (с 3г. 4м., но в основном значительно позже).

Исключительно сложным и длинным оказывается усвоение категории рода, очевидно, в виду отсутствия у него отчетливого значения; и это наблюдается не смотря на то, что род охватывает огромное количество явлений языка, которые встречаются ребёнку на каждом шагу. Род усваивается не путём механического запоминания в встречающихся случаев, а связывается с морфологической структурой существительных, по этому раньше усваивается род существительных с ярко выраженными морфологическими особенностями принадлежности к роду.

Будущее время усваивается около 2-х лет, личные местоимения усваиваются параллельно с личными формами глагола (2г.2м.).

Отчетливо выраженную закономерность представляет усвоение сначала общих , а затем частных категорий находящих место внутри этих более широких категорий , так что развитие грамматического строя идёт путём усложнения и дифференциации значения это сказывается, например, в усвоение числа у существительных: первоначально единственное и множественное число применяется последовательно ко всем группам существительных.

В форме винительного падежа долгое время обособляются одушевлёнными существительные. У прилагательных сначала не выделяется группа притяжательных, они употребляются, как и прочие прилагательные, с полными окончаниями.

В прошлом времени глагол сначала отсутствует.

Что касается внешнего выражения морфологических элементов, то здесь бросается в глаза безукоризненная точность, с какой ребёнок выделяет отдельные корни, приставки, суффиксы, окончания. Такое выделение значительных элементов и является результатом проявления в разнообразных формах общего специфического свойства языка, состоящего в том, что он членится на «звуко-значения».

В тоже время следует указать, что такое выделение морфологических элементов не является делом сознательно проводимого анализа. Это видно из того , что некоторые размышления над составом слов проявлялись в наблюдаемом случае у ребёнка значительно позже, только в возрасте четырёх с половиной лет.

В детском языке ярко проявляется тенденция к использованию морфологических элементов в том самом виде, в каком они были извлечены из того или иного слова; это выражается в широко практикуемом формообразование и словообразовании без чередований и других изменений основ.

Начальный период использование морфологических элементов характеризуется известного рода свободой их употребления в том отношении, что несколько морфологических элементов с одним значением оказываются не разграниченными в своём употреблении. Получается , что в речи ребёнка как бы имеется сначала период, когда окончание правильно синтаксически , то есть в соответствии со своим значением, но беспорядочно морфологически, то есть они не объединены ещё в известную систему парадигм (пример, творительный падеж от «мама» может быть и «мамой»). В 5-6 лет устанавливаются системы морфологических типов, формируются склонения и спряжения. К 3 годам уже полностью усвоены все грамматические категории и их синтаксическое выражение. Формирование склонений и спряжений продолжается в течение продолжительного срока после 3 лет и продолжается , включается усвоение чередования и ударения, до 7 лет.

Так детский язык чётко иллюстрирует различие синтаксической и морфологической стороны, наличествующих в одних и тех же языковых явлений, и первичность синтаксических компонентов по сравнению с морфологическими: первые усваиваются значительно раньше вторых.

Окончания как основные морфологические выражение известных значений усваиваются раньше, поэтому в довольно значительном числе случаев наблюдается нарушение чередований при правильном употреблении окончаний. Чередования же и ударения, являющиеся лишь побочными предметами, отличающие одни формы от других, усваиваются особенно поздно; они не целиком усвоены и к 7 годам.

Использование ой или другой основы для образования разных форм не ограничивается какими-либо рамками более или менее близких по значению форм, например, пределами одной части речи. Наоборот, материалы детских неологизмов свидетельствуют, что основа может быть использована для самых разнообразных и далёких образований. Так, от основ каждой из основных частей речи зарегистрированы образования отдельных форм всех прочих частей речи.

В связи с вопросом об усвоении окончаний и основ следует указать, что три основные части речи русского языка представляют в этом случае различные трудности: у существительных наиболее сложен путь усвоения окончаний; у глаголов , наоборот, затруднения сосредоточены в усвоении основ; что касается прилагательных, у них ни основы, ни окончания не представляют препятствий для усвоения вследствие их единства, и ни усваиваются быстро и без нарушений обычных норм; нарушения ограничиваются только областью словообразования, где наблюдаются случаи смешения однозначных суффиксов.

Страницы: 1 2 3

Новое в образовании:

Технология разработки занятия с использованием интерактивной доски
В настоящее время развитие компьютерных технологий позволяет решать широчайший круг задач, как в домашнем применении, в области бизнеса, так и в образовании. В образовательном процессе в наше время очень широко используются интерактивные доски. Интерактивные доски бывают разных марок и видов. Но в ...

Становление мировоззрения личности подростка
Интенсивное формирование личности в подростковом возрасте делает этот процесс достаточно благоприятным для овладения диалектико-материалистической концепцией мира. Изучая систематические курсы основ наук, подростки совершают более глубокий анализ предметов и явлений реальной действительности, наход ...

Упражнения эффективного формирования читательских умений при работе над языком устно-поэтических произведений
На уроках литературного чтения формируются навыки осознанного чтения и умение самостоятельной работы с текстом с помощью действий, активно влияющих на основные параметры чтения (осмысление, технику, выразительность) по системе М.И. Омороковой. Основные типы упражнений при работе над осмысленностью: ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru