Понятие однородности в аспекте членов предложения

Педагогика и воспитание » Изучение однородных членов предложения в начальной школе » Понятие однородности в аспекте членов предложения

Страница 2

Радость жизни во всем я ловлю - в звездном небе, в цветах, в ароматах … (И. Бунин);

Но всегда, везде и неизменно близ тебя светла душа моя … (И. Бунин). Мы видим из примеров, что в первом предложении слова, выделенные курсивом, являются однородными членами, т.к. однофункциональны и однотипность усилена обобщающим словом, а во втором - нет, несмотря на то, что члены предложения объединяются общим обстоятельственным значением, но это разные разряды обстоятельств.

При внимании к лексико-семантическим значениям однородных членов можно заметить, что в сочинительном ряду встречаются синонимы, сталкиваются синонимы, образуя дополнительные речевые смыслы, которые взрывают его внешнюю однотипность, одномерность, например: Ликуя и скорбя, и обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит в тебя, И с ненавистью, и с любовью! (А. Блок).

Вагоны мимо, мимо, мимо…и радостно, и грустно мне (В. Федоров).

Общее значение однотипности сочиненного ряда уточняется, видоизменяется, дифференцируется и т.д. разнообразными средствами связи, функциональное назначение которых состоит в выражении не только общего значения, но и многочисленных оттенков, дополняющих и осложняющих общее значение. Среди них В.В. Бабайцева отмечает отношение градации, при которой, несмотря на формальное "равноправие", в семантическом плане актуализируется один или несколько однородных членов.

Далее она отмечает, что при повторяющихся сочинительных связях, которые приобретают свойства усилительных частиц, каждый следующий член однородного ряда приобретает большую смысловую значимость по сравнению с предыдущим. Наиболее весомыми оказываются первый и последний члены ряда (актуализирующие позиции). Например:

А ты, младое вдохновение … Не дай остыть душе поэта, ожесточиться, очерстветь. И наконец, окаменеть (А. Пушкин).

За все я отвечаю в этом мире - За вздохи, слезы, горе и потери. За веру, суеверие и безверье (А. Мартынов).

начальная школа однородный член

"Отношения градации, - говорит В.В. Бабайцева, - делают нечеткой границу между однородными членами и уточняющими членами предложения".

Еще ярче актуализируется значение одного из однородных членов посредством сопоставительных союзов, которые состоят из двух частей: одна из них ставится перед первым, другая - перед вторым однородным членом, что создает максимальную степень цельности блока, например: Он походил не столько на педагога, сколько на колхозного агронома (Т. Леонтьева).

Актуализаторами могут быть также союзы а, но в сочетании с отрицательной частицей не. Отрицаемое понятие позволяет дать характеристику утверждаемому: Не положительные и отрицательные заряды, не протоны и нейтроны должны быть предметом искусства, но положительное и отрицательное в душе человека, то, что выражено извечными словами - Добро и Зло (В. Солоухин).

Возможна актуализация и первого однородного члена, если отрицается второй:

Знание - орудие, а не цель (А. Толстой).

1. С помощью присоединительных союзов подключаются однородные члены с оттенком добавочности:

Он не стал объяснять, да и не мог бы объяснить (Ч. Айтматов).

2. Разделительные отношения выражаются разделительными союзами:

Что я? Царь или дитя? - Говорит он не шутя (А. Пушкин).

На белую полотняную блузку Анна Борисовна повязала не то бантик, не то галстук (В. Липатов).

3. Противительные отношения выражаются в основном противительными союзами, однако здесь возможны и союзы других групп, в частности соединительные и присоединительные:

Я давно собирался навестить тебя, да боялся потревожить (К. Станюкович).

4. Причинно-следственные отношения чаще встречаются в блоке однородных сказуемых, однако они возможны и в блоке определений. Лексико-грамматическим средством выражения этого оттенка значения являются местоимения-наречия потому, поэтому, отчего, вводное слово следовательно и др.

Например: Назвать - значит узнать и, следовательно, познать (В. Брюсов).

5. В блоке однородных членов выражаются временные отношения (одновременность и последовательность), которые способны дополнять и осложнять отмеченные выше значения. Значения одновременности и последовательности могут быть актуализированы семантическими конкретизаторами - обстоятельствами времени:

Можно любить и ненавидеть одновременно (В. Брюсов)

Таким образом, описание семантики блока однородных членов показывает:

1) общее языковое значение однотипности блока лишь фон, на котором с помощью разнообразных средств связи выражаются разные значения, связанные с лексико-семантическими значениями словоформ;

Страницы: 1 2 3

Новое в образовании:

Педагогические, психологические аспекты активизации познавательной деятельности
Вопросы активизации познавательной деятельности школьников, относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. На обычном уроке учитель рассказывает и показывает, а ученики слушают и повторяют действия. При этом «сущность деятельности ученика состоит в воспри ...

Структура информационно-образовательной среды в Педагогическом колледже №1 им. Некрасова
В этом разделе нашей работы мы рассмотрим основные компоненты ИОС, которые входят в структуру ИОС Некрасовского колледжа. I. Виртуальное представительство. Итак, в каждом образовательном учреждении существует виртуальное представительство (ВП). ВП учебного заведения представляет собой взаимосвязанн ...

Учет индивидуальных особенностей детей в воспитании
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А.Коменского – великого чешского педагога – четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания дете ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru