Радость жизни во всем я ловлю - в звездном небе, в цветах, в ароматах … (И. Бунин);
Но всегда, везде и неизменно близ тебя светла душа моя … (И. Бунин). Мы видим из примеров, что в первом предложении слова, выделенные курсивом, являются однородными членами, т.к. однофункциональны и однотипность усилена обобщающим словом, а во втором - нет, несмотря на то, что члены предложения объединяются общим обстоятельственным значением, но это разные разряды обстоятельств.
При внимании к лексико-семантическим значениям однородных членов можно заметить, что в сочинительном ряду встречаются синонимы, сталкиваются синонимы, образуя дополнительные речевые смыслы, которые взрывают его внешнюю однотипность, одномерность, например: Ликуя и скорбя, и обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит в тебя, И с ненавистью, и с любовью! (А. Блок).
Вагоны мимо, мимо, мимо…и радостно, и грустно мне (В. Федоров).
Общее значение однотипности сочиненного ряда уточняется, видоизменяется, дифференцируется и т.д. разнообразными средствами связи, функциональное назначение которых состоит в выражении не только общего значения, но и многочисленных оттенков, дополняющих и осложняющих общее значение. Среди них В.В. Бабайцева отмечает отношение градации, при которой, несмотря на формальное "равноправие", в семантическом плане актуализируется один или несколько однородных членов.
Далее она отмечает, что при повторяющихся сочинительных связях, которые приобретают свойства усилительных частиц, каждый следующий член однородного ряда приобретает большую смысловую значимость по сравнению с предыдущим. Наиболее весомыми оказываются первый и последний члены ряда (актуализирующие позиции). Например:
А ты, младое вдохновение … Не дай остыть душе поэта, ожесточиться, очерстветь. И наконец, окаменеть (А. Пушкин).
За все я отвечаю в этом мире - За вздохи, слезы, горе и потери. За веру, суеверие и безверье (А. Мартынов).
начальная школа однородный член
"Отношения градации, - говорит В.В. Бабайцева, - делают нечеткой границу между однородными членами и уточняющими членами предложения".
Еще ярче актуализируется значение одного из однородных членов посредством сопоставительных союзов, которые состоят из двух частей: одна из них ставится перед первым, другая - перед вторым однородным членом, что создает максимальную степень цельности блока, например: Он походил не столько на педагога, сколько на колхозного агронома (Т. Леонтьева).
Актуализаторами могут быть также союзы а, но в сочетании с отрицательной частицей не. Отрицаемое понятие позволяет дать характеристику утверждаемому: Не положительные и отрицательные заряды, не протоны и нейтроны должны быть предметом искусства, но положительное и отрицательное в душе человека, то, что выражено извечными словами - Добро и Зло (В. Солоухин).
Возможна актуализация и первого однородного члена, если отрицается второй:
Знание - орудие, а не цель (А. Толстой).
1. С помощью присоединительных союзов подключаются однородные члены с оттенком добавочности:
Он не стал объяснять, да и не мог бы объяснить (Ч. Айтматов).
2. Разделительные отношения выражаются разделительными союзами:
Что я? Царь или дитя? - Говорит он не шутя (А. Пушкин).
На белую полотняную блузку Анна Борисовна повязала не то бантик, не то галстук (В. Липатов).
3. Противительные отношения выражаются в основном противительными союзами, однако здесь возможны и союзы других групп, в частности соединительные и присоединительные:
Я давно собирался навестить тебя, да боялся потревожить (К. Станюкович).
4. Причинно-следственные отношения чаще встречаются в блоке однородных сказуемых, однако они возможны и в блоке определений. Лексико-грамматическим средством выражения этого оттенка значения являются местоимения-наречия потому, поэтому, отчего, вводное слово следовательно и др.
Например: Назвать - значит узнать и, следовательно, познать (В. Брюсов).
5. В блоке однородных членов выражаются временные отношения (одновременность и последовательность), которые способны дополнять и осложнять отмеченные выше значения. Значения одновременности и последовательности могут быть актуализированы семантическими конкретизаторами - обстоятельствами времени:
Можно любить и ненавидеть одновременно (В. Брюсов)
Таким образом, описание семантики блока однородных членов показывает:
1) общее языковое значение однотипности блока лишь фон, на котором с помощью разнообразных средств связи выражаются разные значения, связанные с лексико-семантическими значениями словоформ;
Новое в образовании:
Рекомендации для социального приюта в формировании навыков самообслуживания
у детей из неблагополучных семей
В работе Сунского социального приюта для детей и подростков по формированию навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей, хотелось бы отметить следующие положительные моменты: – обстановка в приюте весьма приятная, в помещениях уютно, что способствует благоприятному развитию детей; – н ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной
отсталостью
Рассмотрим психолого-педагогические особенности детей с умственной отсталостью. Л.С. Выготским было предложено отличать ядерные признаки от вторичных и третичных наслоений, нарастающих над этим ядром. Ядерным дефектом при умственной отсталости является тотальное поражение головного мозга. По мнению ...
Закаливающие процедуры
Первое условие эффективного закаливания - правильное использование одежды. На улице и дома она должна быть легкой, удобной, хорошо предохранять как от охлаждения, та и от перегревания, создавать у малыша хорошее настроение, соответствовать времени года. Предпочтительна одежда из натуральных гидроск ...