Формы и методы работы, используемые социальным педагогом в процессе педагогического просвещения семьи

Педагогика и воспитание » Работа социального педагога с семьей » Формы и методы работы, используемые социальным педагогом в процессе педагогического просвещения семьи

Страница 1

Для такого исследования социальный педагог должен активно использовать метод наблюдения. Ведь, как правило, дети из семей с благополучным микроклиматом ведут себя и в школе ровно, они дружелюбны, общительны, малоконфликтны, улыбчивы, у них обычно хорошее настроение. Такие дети с радостью помогают другим, охотно выполняют требования учителя. Дети же из семей, где отношения между членами семьи, в том числе, между самими детьми и их родителями, складываются негативно, как правило, склонны к конфликтам. Они нередко бывают озлоблены, мало улыбаются, их настроение неровно. Причем такие дети могут быть как замкнуты и несклонны к общению с одноклассниками и учителями, так и достаточно общительны. Однако, общаясь с другими детьми, они часто бывают грубы и жестоки. Кроме того, такие дети обычно и в учебе успевают гораздо хуже. Нет у них и стремления улучшить свою успеваемость.

Такие наблюдения могут дать значительный материал для понимания того, каковы отношения того или другого ребенка с его родителями. Вместе с тем, можно использовать и специальные методики, основанные, в частности, на опросах как детей, так и их родителей.

Для исследования семей, имеющих несовершеннолетних детей, семейный педагог может также использовать специальную карту обследования (см. Приложение 1). При заполнении этого документа в качестве отправной точки социальный педагог выбирает ребенка (с момента его рождения и до совершеннолетия). Информация, связанная с поведением, школьной успеваемостью, а также частично данные о семье ребенка имеются в школе. Определенную помощь в получении информации о семье может оказать классный руководитель, дошкольный воспитатель, участковый врач. Часть данных (состав семьи, количество детей, жилищные условия и т.п.) имеются в домоуправлении. При отсутствии данных по ряду позиций, относящихся к качеству семьи ребенка (образ жизни, материальные и социальные условия жизни семьи), социальный педагог добирает нужную информацию самостоятельно, используя помощь медицинских работников, педагогов и т.д

Приведем пример исследования семей социальным педагогом.

Первая из используемых методик - «Взаимоотношения в вашей семье с детьми», автор Нефедов В.И. Социальным педагогом были опрошены родители 15-ти детей - учащихся 6-го класса. Родителей попросили ответить на следующие вопросы. При этом утвердительный ответ «оценивался» двумя очками. Если ответ выражался словами «отчасти», «иногда» - одним очком. Если он был отрицателен - 0.

I. Считаете ли Вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

2. Говорят ли с Вами дети «по душам», советуются ли по «личным делам»?

3. Интересуются ли они Вашей работой?.

4. Знаете ли Вы друзей ваших детей?

5. Бывают ли они у вас дома?

6. Участвуют ли дети вместе с Вами в хозяйственных делах?

7. Проверяете ли Вы, как они учат уроки?

8. Есть ли у Вас общие с ними занятия и увлечения?

9. Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?

10. Предпочитают ли дети, чтобы Вы были с ними во время «детских праздников» или хотят проводить их «без взрослых»?

11. Обсуждаете ли Вы с детьми прочитанные книги?

12. А телевизионные передачи и фильмы?

13. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

14. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристских походах?

15. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

Ответы на вопросы этой анкеты, данные родителями, представлены в Приложении 2.

Страницы: 1 2 3

Новое в образовании:

Анализ современной ситуации в области информатизации образования
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) занимают особое место в современном мире. Работа на компьютере, умение использовать ИКТ в работе, умение создавать, а главное использовать информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества, являются основополагающими приоритетами ново ...

Характеристика основных функций процесса обучения
Дидактика выполняет следующие основные функции: 1) познавательную (научно-теоретическую); 2) практическую (конструктивно-техническую). Познавательная функция. Дидактика открывает или только констатирует факты, прямо или косвенно с ней связанные, систематизирует и обобщает их, объясняет эти факты и ...

Генезис концептуальных основ физического воспитания
В апреле 2000 года на совместной Коллегии Министерства образования Республики Беларусь и Министерства спорта и туризма Республики Беларусь была обсуждена и одобрена Концепция физического воспитания в условиях реформирования системы образования Республики Беларусь. Сформулированные в Концепции предс ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru