Программа диагностики формирования коммуникативных универсальных учебных действий

Педагогика и воспитание » Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся первых классов начальной школы » Программа диагностики формирования коммуникативных универсальных учебных действий

Страница 1

Мы построили программу исследования на основе методик под названием «типовые задачи» предложенные ведущими отечественными учеными А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. Также для доказательства гипотезы учащиеся были распределены на экспериментальную группу 48 детей (1»а», 1»б») и контрольную группу 48 детей (1»в», 1»г»). Исследование проводилось с учетом нормативно-правовых требований действующего законодательства в области образования и принципов этического кодекса психолога-диагноста, теоретических разработок, данных, полученных в ходе педагогических исследований, практических достижений и опыта общеобразовательных учреждений.

Экспериментальная база и этапы исследования. Избранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход экспериментального исследования проблемы. Исследование на различных этапах осуществлялось на базе «МБОУ Максатихинской средней школы №1». Исследование проводилось в три этапа с 2011 по 2012 год: 1)констатирующий эксперимент, 2) формирующий эксперимент, 3) контрольный эксперимент. На каждом этапе в зависимости от задач применялись соответствующие методы исследования.

На первом этапе (сент.-нояб. 2011г.) осуществлялось изучение, обобщение, критический анализ информации по проблеме исследования в психологической, педагогической литературе, в диссертационных исследованиях, обобщался психологический и педагогический опыт по рассматриваемой проблеме, проводилась стартовая диагностика сформированности коммуникативных УУД. На этой основе были определены исходные позиции и направления исследовательского поиска, уточнена проблема, определена цель, сформулирована гипотеза исследования. На данном этапе были уточнены признаки ключевых понятий исследования. Основными методами исследования на данном этапе выступали: эмпирические: изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение (прямое, косвенное); опрос устный — беседа, тестирование, анализ результатов, теоретические: выдвижение гипотез и моделирование.

На втором этапе (дек-фев 2011-2012гг.) конкретизировались компоненты модели формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, уточнялся комплекс психолого-педагогических условий ее эффективного функционирования, проводились коррекционно-развивающие занятия. Основными методами на данном этапе явились: теоретические (обобщение, систематизация); эмпирические (наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности);

На третьем этапе (март-май 2012г.) проводилась итоговая диагностика сформированности коммуникативных умений, осуществлялась обработка, анализ и систематизация материала теоретико-экспериментального исследования, определялась логика изложения материала, формулировались теоретические и практические выводы, оформлялись полученные результаты. По результатам дипломного исследования были подготовлены и внедрены в практику методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию универсальных учебных действий школьников. Основные методы этапа: теоретические (обобщение и систематизация); опрос устный — беседа, тестирование, методы математической статистики, анализ результатов исследования и их наглядное представление.

Методы: беседа, интервьюирование, опрос, тестирование.

Методики использованные на 1 этапе: Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка (Незавершенная сказка), «Братья и сестры» (Пиаже), Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман), проективный тест «Рисунок человека»

использованные на 2 этапе: проективный тест «Рисунок человека», Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка (Незавершенная сказка) «Левая и правая стороны» (Пиаже), Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман),

Описание методик исследования.

Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка («Незавершенная сказка»).

Цель: выявление сформированности познавательных интересов и инициативы, коммуникативное действие умение задавать вопрос.

Возраст: дети 6,5 – 8 лет.

Форма: индивидуальная

Оцениваемые УУД – действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; коммуникативное действие - умение задать вопрос.

Метод оценивания - чтение незавершенной сказки.

Описание задания: Ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает ребенку вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?»

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Понятие однородности в аспекте членов предложения
В лингвистической литературе дается различные определения однородным членам предложения. Е.М. Галкина-Федорук называет однородными членами предложения - синтаксически одинаковые члены, связанные друг с другом сочинительной связью. Подобное определение мы встречаем у Э.И. Борисоглебской (1990: 339). ...

Особенности развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Формирование знаний о числах и цифрах первого десятка, умение считать - основная задача для детей шестого года жизни. В результате обучения, наблюдений окружающего мира и сенсорного развития у детей формируются представления об образовании чисел, отношениях между ними, количественном и порядковом с ...

Развитие теоретического мышления младших школьников на уроках ознакомления с окружающим миром
Выдающийся детский психолог Л.С. Выготский определил развитие ребенка как результат обучения, не совпадающий с его содержанием, то есть как личностные новообразования, которые принципиально отличают ребенка в начале и в конце обучения. Это изменения, происходящие в психике (в восприятии, внимании, ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru