Программа диагностики формирования коммуникативных универсальных учебных действий

Педагогика и воспитание » Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся первых классов начальной школы » Программа диагностики формирования коммуникативных универсальных учебных действий

Страница 4

Инструкция к тесту

Процедура теста состоит из того, что ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата а4 И просят создать рисунок: "Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь".

Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер ("а какого человека?"), следует отвечать уклончиво, например: "любого", "рисуй какого хочешь". На любые выражения сомнений можно сказать: "ты начни, а дальше легче будет…"

В ответ на вашу просьбу ребенок не обязательно создаст полноценный рисунок человека. Он может нарисовать человека частично, нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного героя, абстрактного изображения. В принципе любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, тем не менее если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз, теперь в полный рост, целиком: с головой, туловищем, руками и ногами.

Инструкция повторяется до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок фигуры человека. Все вопросы и реплики ребенка в процессе рисования, особенности его поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения, вы должны фиксировать. То же самое касается времени рисования.

Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут немаловажную информацию о его особенностях.

Как он отнесся к заданию?

Выражал ли он сопротивление или резкий отказ?

Задавал ли дополнительные вопросы и как много?

Выражал ли острую потребность в дальнейших указаниях?

Если да, то каким образом: заявлял об этом прямо или это выражалось в его движениях и поведении?

Может быть ребенок смело приступил к выполнению задания и ничем не выражал сомнений в своих способностях?

Или его сомнения и неуверенность отражались во всем, что он делал и говорил?

Подобные наблюдения дают немало пищи для размышлений: может быть, ребенок чувствует себя незащищенным, он тревожен, беспокоен, не уверен в себе, сомнителен, подозрителен, высокомерен, проявляет негативизм, чрезвычайно критичен, враждебно настроен, напряжен, спокоен, доверчив, любопытен, смущен, насторожен, импульсивен и т.д. и т.п.

В нашей работе мы исследуем коммуникативное развитие детей, в связи, с чем приводим данные, касающиеся трудностей в этой сфере.

Критерии оценивания:

высокая неудовлетворенная потребность в общении (широко расставлены руки и преувеличенный размер кистей, пальцев).

недостаток общения, неумение общаться (маленький размер, отсутствие кистей рук, пальцев).

уход от общения, негативизм (руки за спиной, в карманах, скрещены на груди, уперты в бока, голова изображена в профиль).

Показатели уровня выполнения задания:

Низкий уровень (1 балл): в рисунке ярко выражены 2-3признака, к выполнению рисунка приступил не сразу, при выполнении задания вел себя неуверенно.

Средний уровень (2 балла): в рисунке слабо выражены 1-2 признака, приступил к выполнению задания и, не задавая дополнительных вопросов.

Высокий уровень (3 балла): в рисунке отсутствуют признаки проблем в общении, смело приступил к выполнению задания и ничем не выражал сомнений в своих способностях.

Результаты констатирующего эксперимента.

По результатам методики «Незавершенная сказка», получились следующее: 66,6% (32) учащихся в экспериментальной группе показали низкую инициативу в ситуации общения с взрослым, 72.9%(35) учащихся в контрольной группе показали низкий уровень сформированности коммуникативного навыка. Это говорит о том что, учащиеся еще не сформировали коммуникативное умение ставить вопрос. Средний уровень в экспериментальной группе 22,9%(11) учащихся и в контрольной группе 18,7%(9) учащихся, эти дети взаимодействуют с взрослыми, но еще неуверенны в себе. Высокий уровень в экспериментальной группе 10,4%(5) учащихся, и в контрольной группе 8,3%(4) учащихся, дети сами проявляли инициативу в общении с взрослым, можно сказать, что коммуникативный навык умения задавать вопрос сформирован.

Результаты методики «Братья и сестры», показали следующее: низкий уровень развития коммуникации как взаимодействия 16,6%(8) учащихся в экспериментальной группе, 37,5%(18) учащихся в контрольной группе. Средний уровень 70,8%(34) учащихся в экспериментальной группе, 60,4%(29) учащихся в контрольной группе. Высокий уровень 12,5%(6) учащихся в экспериментальной группе, 2%(1) учащихся в контрольной группе, эти дети ориентируются на позицию других людей, отличную от собственной.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новое в образовании:

Методика введения понятий: функции, аргумента, области определения
Не смотря на чрезвычайно большой объем, широту и сложность понятия функции, его простейший вариант дается уже в средних классах школы. Это понятие в дальнейшем играет важную роль, являясь базовым понятием в изучении алгебры и начал анализа. Начиная с 7 класса средней школы идет постепенное изучение ...

Высшее образование
Задачи реформы высшего образования очень серьезны в целом регионе, при этом существует значительное расхождение в подходах в разных странах. Несмотря на сильное сокращение государственного бюджета, в регионе растет количество университетов. Вводимая за университетское образование плата, которой не ...

Грамматические нормы относительно однородных членов предложения
И.Б. Голуб указывает, что при употреблении однородных членов предложения вне экспрессивной функции следует строго соблюдать логические требования, предъявляемые ко всякому выделению родовых и видовых понятий. Нельзя употреблять как однородные члены слова, указывающие на несопоставимые понятия: Коми ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru