Развитие речевого аппарата

Второй год жизни является периодом становления и быстрого развития речи. С года до года и шести-восьми месяцев ребенок учится понимать речь, а во второй половине второго года жизни быстро увеличивается его словарный запас, совершенствуется его активная речь.

Если для годовалого ребенка слова взрослого обозначают настроение, ситуацию в целом, общий смысл, то по крайней мере получения все новых представлений об окружающей обстановке, людях, предметах, игрушках у него устанавливается связь слова и предмета. Этот процесс происходит быстрее, если взрослые показывают и называют окружающие ребенка предметы, игрушки, учат, как ими пользоваться. Словесно обозначают свои действия, за которыми следят ребенок. Позднее он начинает понимать и смысл целых предложений.

В лепете ребенка появляется все больше разнообразных звуков и их сочетаний, он выразителен, эмоционален, сопровождает все его действия. Если в один год и три месяца ребенок произносит в основном облегченные слова, то в один год и шесть месяцев способен произносить тридцать слов, однако даже знакомые слова использует редко, лишь в момент сильной заинтересованности, при обращении к взрослым заменяет слова выразительными жестами, мимикой, звуками, одним словом выражает целую фразу, предложение, например, слово «на» обозначает: «Возьми меня на руки!»Произношение ребенка еще очень неправильное, это либо сокращенные слова, начало или конец слова, либо очень своеобразные звукосочетания. Вновь появившимися словами ребенок пользуется в окружении близких людей. В непривычной обстановке он обычно молчит.

Во втором полугодии второго года происходит скачок в развитии речи, быстро увеличивается словарный запас, к двум годам малыш употребляет 300-400 слов. Ребенок в начале устанавливает значение слов, он торопится скорее узнать название всех окружающих его предметов. Начинается период вопросов: «что это? Где? Кто?». Получив ответы, он повторяет его несколько раз, затем задает тот же вопрос, как бы проверяя себя. Вначале в словарь ребенка входят только названия предметов и действий, затем качества предметов, речи появляются грамматические формы. Ребенок начинает говорить предложениями из двух, а потом и из трех слов. Речь становится средством общения ребенка со взрослым, средством выражения своих желаний.

К двум годам малыш может сказать: «Мама день пальто – галять пойдем!» С развитием речи неразрывно связано развитие мышления детей, ориентация в пространстве. На основе расширяющегося опыта дети начинают сравнивать, различать, устанавливать связь между явлениями. Язык становится более гибким орудием мышления, все более выражает то, о чем думает ребенок.

Немаловажную роль в развитии речи играет тренировка голосового аппарата ребенка, обучению его правильному произношению звуков родного языка.

К концу первого года артикуляционный аппарат только начинает формироваться, ребенок способен произносит гласные звуки: а, у, и, о, но звуки ы, э заменяет звуками и, е, большинство согласных заменяет более простыми в артикуляционном отношении звуками, ряд твердых согласных заменяет мягкими, вместо дай-дяй, санки-сянки.

Наряду с неправильным произношением звуков отмечается упрощение слова, оно укорачивается или произносится только слог, например, ко или мокко вместо молоко. Голос у ребенка еще недостаточно громкий, речевой выдох слабый, все это говорит о недостаточно окрепшем голосовом аппарате.

К концу второго года жизни речь малыша хотя и становится основным средством общения, однако далека от совершенства, он употребляет названия лишь тех предметов и игрушек. С которыми постоянно действует, в его речи отсутствует правильные грамматические связи между словами, отдельные слова произносятся нечетко, отсутствуют многие звуки.

Одной из задач по развитию правильной речи должна быть тренировка голосового аппарата ребенка.

Для этого в процессе постоянного общения с ним взрослой должен почаще вызывать малыша на разговор, рассказ, чтение стихов, показывать рисунки предметов с труднопроизносимыми звуками, учить его правильно их называть. В окружении ребенка должна звучать правильная четкая речь. Можно давать прослушивать детские пластинки со сказками, стихами, песнями в исполнении профессиональных артистов.

Новое в образовании:

Диагностика уровня сформированности у учащихся экспериментального класса читательских умений
Экспериментальное исследование проходило в МОУ СОШ №12 в 3 «Б» классе. Класса состоящий из 21 ученика, был разделен на группы: экспериментальную и контрольную в экспериментальную вошло 10 человек, в контрольную группу - 11 человек Цель исследования – выявить у учащихся экспериментального класса уро ...

Динамика уровня развития словаря детей 5-6 лет
Целью контрольного эксперимента явилось выявление динамики уровня развития словаря детей 5-6 лет. Для этого нами был проведен эксперимент, аналогичный тому, что проводился в начале исследования. Необходимо отметить, что эксперимент проводился с экспериментальной и контрольной группой исследования. ...

Учет индивидуальных особенностей детей в воспитании
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А.Коменского – великого чешского педагога – четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания дете ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru