Второй год жизни является периодом становления и быстрого развития речи. С года до года и шести-восьми месяцев ребенок учится понимать речь, а во второй половине второго года жизни быстро увеличивается его словарный запас, совершенствуется его активная речь.
Если для годовалого ребенка слова взрослого обозначают настроение, ситуацию в целом, общий смысл, то по крайней мере получения все новых представлений об окружающей обстановке, людях, предметах, игрушках у него устанавливается связь слова и предмета. Этот процесс происходит быстрее, если взрослые показывают и называют окружающие ребенка предметы, игрушки, учат, как ими пользоваться. Словесно обозначают свои действия, за которыми следят ребенок. Позднее он начинает понимать и смысл целых предложений.
В лепете ребенка появляется все больше разнообразных звуков и их сочетаний, он выразителен, эмоционален, сопровождает все его действия. Если в один год и три месяца ребенок произносит в основном облегченные слова, то в один год и шесть месяцев способен произносить тридцать слов, однако даже знакомые слова использует редко, лишь в момент сильной заинтересованности, при обращении к взрослым заменяет слова выразительными жестами, мимикой, звуками, одним словом выражает целую фразу, предложение, например, слово «на» обозначает: «Возьми меня на руки!»Произношение ребенка еще очень неправильное, это либо сокращенные слова, начало или конец слова, либо очень своеобразные звукосочетания. Вновь появившимися словами ребенок пользуется в окружении близких людей. В непривычной обстановке он обычно молчит.
Во втором полугодии второго года происходит скачок в развитии речи, быстро увеличивается словарный запас, к двум годам малыш употребляет 300-400 слов. Ребенок в начале устанавливает значение слов, он торопится скорее узнать название всех окружающих его предметов. Начинается период вопросов: «что это? Где? Кто?». Получив ответы, он повторяет его несколько раз, затем задает тот же вопрос, как бы проверяя себя. Вначале в словарь ребенка входят только названия предметов и действий, затем качества предметов, речи появляются грамматические формы. Ребенок начинает говорить предложениями из двух, а потом и из трех слов. Речь становится средством общения ребенка со взрослым, средством выражения своих желаний.
К двум годам малыш может сказать: «Мама день пальто – галять пойдем!» С развитием речи неразрывно связано развитие мышления детей, ориентация в пространстве. На основе расширяющегося опыта дети начинают сравнивать, различать, устанавливать связь между явлениями. Язык становится более гибким орудием мышления, все более выражает то, о чем думает ребенок.
Немаловажную роль в развитии речи играет тренировка голосового аппарата ребенка, обучению его правильному произношению звуков родного языка.
К концу первого года артикуляционный аппарат только начинает формироваться, ребенок способен произносит гласные звуки: а, у, и, о, но звуки ы, э заменяет звуками и, е, большинство согласных заменяет более простыми в артикуляционном отношении звуками, ряд твердых согласных заменяет мягкими, вместо дай-дяй, санки-сянки.
Наряду с неправильным произношением звуков отмечается упрощение слова, оно укорачивается или произносится только слог, например, ко или мокко вместо молоко. Голос у ребенка еще недостаточно громкий, речевой выдох слабый, все это говорит о недостаточно окрепшем голосовом аппарате.
К концу второго года жизни речь малыша хотя и становится основным средством общения, однако далека от совершенства, он употребляет названия лишь тех предметов и игрушек. С которыми постоянно действует, в его речи отсутствует правильные грамматические связи между словами, отдельные слова произносятся нечетко, отсутствуют многие звуки.
Одной из задач по развитию правильной речи должна быть тренировка голосового аппарата ребенка.
Для этого в процессе постоянного общения с ним взрослой должен почаще вызывать малыша на разговор, рассказ, чтение стихов, показывать рисунки предметов с труднопроизносимыми звуками, учить его правильно их называть. В окружении ребенка должна звучать правильная четкая речь. Можно давать прослушивать детские пластинки со сказками, стихами, песнями в исполнении профессиональных артистов.
Новое в образовании:
Психологические особенности детей с нарушениями в развитии
Известно, что дети с нарушением в интеллектуальном развитии очень часто начинают свое обучение в массовых школах, и только там учителя распознают умственное недоразвитие, которое обусловлено поражением определенных мозговых систем во внутриутробном или в самом раннем периоде жизни ребенка в связи с ...
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся учреждений профессионального
образования
Основные результаты профессионально-личностного развития выпускника учреждения профессионального образования определяются знаниями, умениями и социальной активностью личности обучающегося (студента), которые должны быть переданы ему в процессе обучения, что достигается не только за счет освоения ба ...
Физиологические особенности подростков
В настоящее время имеется несколько определений рубежей подросткового периода. Например, Г. Гримм ограничивает его возрастом 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков, а по Дж. Биррену этот период охватывает 12-17 лет. В классификации Д.Б. Брамлий данный возраст ограничивается 11-15 годами. Наибо ...