Новообразование – «Я сам»

Страница 1

Обретение растущим ребенком самостоятельности проходит через определенные этапы, сначала это физическое отделение от организма матери при рождении, затем физиологическое – путем обучения самостоятельно удовлетворять свои биологические потребности и, наконец, приобретение психологической независимости, понимаемой как способность человека думать и самостоятельно принимать решения.

Стремление к самостоятельности можно наблюдать у шестимесячного ребенка, когда он отказывается, чтобы его кормили с ложки, сердится, если у него забирают игрушку. К полутора годам ребенок явно хочет поскорее избавиться от опеки взрослых, он на все просьбы говорит «нет», делает все наоборот. Малышу не нравится, когда ему помогают, стараются сделать за него то, что он сам уже умеет. Любимое выражение к двум годам « Я сам»!

В раннем детстве ребенок не отделяет себя от окружающих его людей, предметов, отношение ребенка к себе заимствовано у взрослых, он обращается к себе в третьем лице., например девочка 2 лет говорит родителям: «Мы возьмем меня к бабушке!»

С усовершенствованием предметной деятельности и развитием речи усложняется взаимоотношения со взрослыми, ребенок начинает понимать, что его мать и другие люди существуют отдельно от него. С конца второго года жизни ребенок начинает знакомиться с собой. В этом году активно помогают взрослые, объясняя, что изображение в зеркале – это он а не другой малыш. Он начинает внимательно себя рассматривать в зеркале, изучать, придавать большое значение своему имени, которое принадлежит именно ему, а не просто служит средством общения со взрослыми.

Хорошо, если осознание психологической независимости происходит при тактичной поддержке со стороны взрослых, так как по мере обособления от родителей у ребенка появляется чувство одиночества, незащищенности, тревоги. Чтобы подавить свой страх, ребенок начинает подчиняться более сильным родственникам, отказываясь от своего «я», или наоборот, сам начинает подчинять себе более слабых, становясь «деспотом». На детской площадке можно увидеть, как дети отнимают друг от друга игрушки, могут обозвать друг друга, мучают животных.

Если взрослые не вмешиваются в эти ситуации, возможно развитие агрессивности, которая может быть как случайной, так и устойчивой. Здесь важен пример взрослых, взаимоотношения в семье, причем грубые действия по отношению к агрессивным действиям ребенка еще более усиливают жестокость.

В течении раннего детства ребенок сильно меняется и физически, и психически. То, что кажется глубоким, неизменным и основным, исчезает нередко безо всякого следа. Вдруг исчезает казалось бы устоявшиеся привычки, ребенок может неожиданно придти в восторг, но через минуту стать совершенно равнодушным. Эта удивительная изменчивость характерна для ребенка, в детской личности нет ничего постоянного, законченного.

Никакие исследования не могут точно определить тип высшей нервной деятельности ребенка, и в данный момент у него могут быть черты одного типа, через несколько месяцев или лет – черты другого типа.

Другой важной особенностью личности ребенка является его незащищенность. Ребенку легко нанести глубокую психическую травму, сам ребенок быстро забудет обиду, но ее объективное действие на детскую душу может быть очень длительным.

Для ребенка характерен эгоцентризм, но он не означает культа его личности, дело в том, что он живет только своей эмоциональной жизнью, следует своим влечениям и чувствам, в нем нет ничего искусственного, преднамеренного.

Раннее детство должно уступить свое место другим фазам в развитии человека.

Поэзия детства не повторяется, не повторяется и та свобода психического развития, которая дает возможность каждому найти свою индивидуальность. Тем важнее дать возможность всем детям прожить свое неповторимое детство.

Второй год жизни – наиболее важный период в интеллектуальном развитии ребенка. Дети, которым недостаточно уделяю внимание, в развитии речи, эмоций, умственных способностей, значительно отстают то сверстников. На протяжении второго года жизни совершенствуется мышление, от непосредственных действий с предметами ребенок переходит к действиям с образами этих предметов. Важно как можно больше давать ребенку заданий на воображение, побуждать его к рисованию, пению, игре на различных инструментах, к конструированию. Необходимо поощрять самостоятельность ребенка. В этом возрасте ребенок наиболее восприимчив к усвоению речи. Если до полутора лет формировались речевой слух, понимание речи, то есть пассивное восприятие и реагирование на речь взрослого, ребенок общался в основном путем мимики и жестов, то во втором полугодии второго года быстро происходит овладение активной речью путем подражания речи взрослых. В этом возрасте у ребенка огромен интерес к окружающему миру, что необходимо поддерживать, подробно рассказывая об интересующих его предметах, отвечая на многочисленные вопросы.

Страницы: 1 2

Новое в образовании:

Методика обучения общеразвивающим упражнениям на разных возрастных этапах
Руководящие усилия воспитателя концентрируют типичные для любой возрастной группы педагогические моменты: 1. Построение (размещение) детей для выполнения общеразвивающих упражнений. 2. Раздача пособий. 3. Способы подачи упражнений. 4. Контроль в ходе выполнения детьми упражнений. На первом этапе об ...

Основные функции и особенности работы педагога дополнительного образования
Для того чтобы понять мотивацию педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования, необходимо выяснить функции и особенности системы дополнительного образования детей, а затем особенности деятельности данной категории педагогов. Профессиональные функции — это те, которые имеют н ...

Социально-психологическое сопровождение педагогического коллектива
Учебное заведение профессионального образования призвано создать обучающимся (студентам) возможности продуктивного решения центральных задач возраста и психологически грамотно ввести их в смыслы, назначения, ценности, содержание деятельности, особенности её освоения и реализации, обеспечить превращ ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru