Особенности коммуникативной компетентности детей с умственной отсталостью

Страница 1

«Коммуникативная компетентность – социально-психологическое понятие, означающее совокупность знаний умений и навыков общения с людьми».

«Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера».

У детей с умственной отсталостью коммуникативные нарушения заметны уже на первом году жизни.

«В.Г. Петрова отмечала, что умственно отсталые дети мало разговаривают между собой. Даже общаясь друг с другом в ситуации игры, они недостаточно пользуются речью, заменяя обсуждения и беседы произнесением отдельных слов, служащих побуждением к выполнению тех или иных действий».

В ряде случаев школьники не прочь заменить словесный ответ кивком головы или другим движением. Общение умственно отсталых детей с другими детьми и со взрослыми не только ограничено, но и протекает без должной активности, вяло.

Ученики младших классов с умственной отсталостью редко бывают инициаторами общения. Это связано с недоразвитием их речи, с узким кругом интересов и мотивов, их непреодолимой стеснительностью и неумением начать беседу, понять высказывание или вопрос собеседника и вразумительно ответить ему. Дети не умеют в достаточной мере слушать то, о чем их спрашивают. Поэтому в одних случаях они молчат, в других отвечают невпопад или эхолалически повторяют часть заданного вопроса.

На низком уровне развития у детей с интеллектуальным недоразвитием легкой степени находятся действия, направленные непосредственно на передачу сообщения.

Для умственно отсталых детей, характерной чертой является чрезмерная отвлекаемость. Детям трудно концентрировать внимание на беседе, особенно при наличии побочных зрительных и слуховых раздражителей, которые отвлекают их. Учащиеся забывают, о чем они только что говорили и перестают слушать собеседника.

Необходимо сказать еще и о том, что невербальной коммуникацией дети с нарушением интеллекта практически не пользуются. Невербальная коммуникация – обмен между людьми информацией при помощи невербальных средств общения: мимики и жестов – редко используются детьми с умственной отсталостью. Их мимика и жесты вялые, однообразные.

Коммуникативные действия, развивающиеся в аномальной среде, так же подвергаются недоразвитию.

Коммуникация определяется как взаимодействие – коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).

Здесь можно сказать о том, что у детей с умственной отсталостью к младшему школьному возрасту, как правило, не происходит преодоление эгоцентрической позиции, т.е. им свойственно бессознательное приписывания своего мнения другим людям. Как правило, они придерживаются одной точки зрения, которая совпадает с их мнением.

Это влечет за собой недоразвитие такого коммуникативного действия как кооперация.

«Коммуникация как кооперация – действия, направленные на кооперацию, сотрудничество».

Страницы: 1 2

Новое в образовании:

Теоретические аспекты нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с синдромом дизартрия
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. На ...

Приоритетные направления воспитательной и развивающей работы с младшими подростками
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Труднос ...

Рекомендации для социального приюта в формировании навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей
В работе Сунского социального приюта для детей и подростков по формированию навыков самообслуживания у детей из неблагополучных семей, хотелось бы отметить следующие положительные моменты: – обстановка в приюте весьма приятная, в помещениях уютно, что способствует благоприятному развитию детей; – н ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru