Для того чтобы увидеть результативность формирования коммуникативной компетентности по средствам сюжетно-ролевой игры необходимо проследить динамику развития коммуникативной компетентности. Для этого необходимо сравнить полученные данные исходной ситуации с данными контрольной ситуации.
Для начала сравним полученные результаты наблюдения за умением сотрудничать со сверстниками в игровой деятельности в первой и в последней игре (рис. 6).
Рис. 6. Сравнительные данные по умению сотрудничать со сверстниками игра «Катаемся по городу Красноярску» первая и последняя игра
Наблюдается положительная динамика, количество детей, которые учитывали мнения, друг друга увеличилось. Теперь их составляет 50%, это на 20% больше чем при проведении первой игры. Также на 10% увеличилось количество детей, которые сумели договориться между собой, и также на 10% увеличилось количество детей, которые стали соблюдать договоренность.
Теперь сравним результаты наблюдения в методике «Оденем куклу на прогулку» (рис. 7).
Рис. 7. Сравнительные данные по умению сотрудничать со сверстниками в методики «Оденем куклу на прогулку» до и после опыта
Наблюдается положительная динамика во всех умениях сотрудничать со сверстниками. На 20% увеличилось количество детей во всех умениях в проведении контрольного среза методики «Оденем куклу на прогулку».
Теперь сравним полученные данные уровня развития коммуникативной компетентности: непосредственно в повседневной деятельности детей, до и после опыта (таб. 3).
Таблица 3. Сравнительные данные по уровню развития коммуникативной компетентности до и после опыта
Исходная ситуация |
Контрольный срез | |||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий | |
Умение сотрудничать с учителем |
20% |
60% |
20% |
20% |
60% |
20% |
Умение задавать вопросы |
20% |
50% |
30% |
20% |
50% |
30% |
Умение сотрудничать со сверстниками |
0% |
50% |
50% |
0% |
60% |
40% |
Умение отвечать на вопросы |
10% |
60% |
30% |
10% |
60% |
30% |
Умение участвовать в диалоге |
10% |
50% |
40% |
10% |
60% |
30% |
Наблюдается небольшая положительная динамика, количество детей, у которых умение сотрудничать со сверстниками находится на низком уровне развития, сократилось на 10%. Теперь их составляет 40%, а не 50% как до начала эксперимента. Также изменилось количество детей, у которых умение участвовать в диалоге находилось на низком уровне. Теперь их составляет 30%, а не 40% как до начала опыта.
Новое в образовании:
Психолого-педагогические основы воспитания
нравственных ценностей у старшеклассников
Практика воспитания личности своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. В воспитании и развитии личности особое место занимают внутренние духовно-нравственные ценности. Ценности и идеалы тесно связаны с историческими факторами. В связи со сменой классов менялись представлени ...
Диагностика
профессиональной направленности личности учителя
Нередко школьные практические психологи сталкиваются с проблемами оценки степени включенности учителя в профессию, определения механизмов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность, выявления типических педагогических деформаций личности. Однако существование огромного ко ...
Использование новых информационных технологий на уроках истории
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Эти технологии позволяют учителю и учащимся использовать самые различные источники информации. В современных условиях главной задачей образования является не только получ ...