Таким образом, использования сюжетно-ролевых игр, проигрывание которой было направленно на формирование коммуникативной компетентности, у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью положительно повлияла на формирования умения сотрудничать со сверстниками, а именно: умение договариваться, умение учитывать мнение друг друга и умение соблюдать договоренность.
Младший школьный возраст – это период, когда в общении ребенка с учителем и сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.
Общение со сверстниками играет важную роль в жизни младшего школьника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития коллективных взаимоотношений.
Нарушения интеллекта, особенности эмоционально-волевой сферы и развития умственно отсталого ребенка определяют качественное своеобразие протекания процесса формирования коммуникативной компетентности и необходимость его специальной организации.
Несмотря на то, что эти нарушения носят стойкий характер их развитие, тем не менее, возможно.
В своей работе мы осуществили анализ уровня развития коммуникативной компетентности детей с умственной отсталостью на базе «Краевого центра психолого-медико-социального сопровождения». Мы выделили, как наиболее проблемное коммуникативное умение, умение сотрудничать со сверстниками. Другие коммуникативные умения так же были развиты недостаточно хорошо.
В качестве коррекционного средства использовалась сюжетно-ролевая игра.
В результате опытно-практической работы удалось получить небольшую положительную динамику в развитии таких коммуникативных умений как: умение сотрудничать со сверстниками и умение участвовать в диалоге. По результатам сравнения с исходной ситуацией можно сделать вывод о том, что в паре большинство детей научились сотрудничать со сверстниками, но перенести это на взаимодействие с большим количеством детей пока для них является проблемой.
Сюжетно ролевая игра для детей с умственной отсталостью является благоприятной средой для развития коммуникативной компетентности. Но для достижения положительной динамики необходим длительный процесс развития данной компетентности.
Новое в образовании:
Народные сказки, песни, загадки, пословицы, поговорки
Целый художественный мир представляет собой устное народное творчество - обширная область фольклора, выражаемая в слове. Являясь древнейшим народным искусством, зародившимся еще в дохристианские времена, оно сконцентрировало глубокую народную мудрость, отточенную веками, выверенную временем, и пред ...
Кабинеты гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
1) В кабинетах гуманитарных дисциплин в современной школе необходим хотя бы один мультимедийный компьютер, а также проектор, экран, оверхед-проектор, слайд-проектор, видеоплеер, телевизор и музыкальный центр. А также комплекты видеофильмов, аудиокассет и программного обеспечения, портреты великих п ...
Играя пальчиками, развиваем речь
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспита ...