Детское рисование в своем развитии проходит несколько определенных, всеобщих этапов. В истоках первых детских рисунках скрывается тайна зарождения и развития ценнейших способностях человека: художественного видения, высших форм фантазии, интуиции, творческого воображения.
Характерно, что дети, воспитывающиеся в условиях различных культур, в изобразительной деятельности обязательно проходят стадии «марания», «головоногов», «бесформенных изображений», «схематического изображения» и другие. Специалисты отмечают, что рисунки детей разных народов, но одного возраста поражают удивительным сходством. Типичные особенности изобразительного продукта четко отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. В частности «художники» примерно до шести лет не признают пространственного изображения, они рисуют только вид спереди или сверху.
К шести-семи годам у детей складывается новый тип расположения рисунка. Его основная особенность – симметрия в размещении изображений. Дети начинают понимать и учитывать ограничения места, его взаимосвязанные части (верх, низ, стороны, центр). Однако ребенок использует их по отдельности, последовательно переключая внимание, как бы подчиняя структурному членению. Работа начинается в середине листа с самого важного, обычно с крупного объекта, а затем смещается вправо или влево. Маленький рисовальщик изображает, как уже говорилось, не предмет, а обобщенные знания о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками.
По наблюдениям Е.И. Игнатьева, желая усовершенствовать рисунок, ребенок не исправляет линию контура, а присоединяет к уже сделанному все новые и новые детали. В свободных рисунках очень легко используются быстро возникающие ассоциации. Ребенка увлекает процесс рисования в большей степени, чем выполнения конкретного задания.
Ценность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира. Отношения к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче он будет сам и продукты его творчества.
Таким образом, художественное воспитание оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ребенок может найти себя в рисовании, и при этом растормозится его развитие. У ребенка может произойти самоидентификация. При этом его творческая работа сама по себе может не иметь эстетического значения, гораздо важнее изменения в его развитии. Самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности, формирование уверенности в себе и в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности и другое. Перед педагогом стоит задача развития детей в этом направлении, которая заставляет по-новому взглянуть на содержание, формы организации и руководство детской деятельностью.
Творчество (изобразительная деятельность) – это особая среда, способствующая развитию ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях. Здесь могут взаимодействовать, развиваться и обучаться дети разного уровня развития, различного социального положения, то есть одаренные и с ограниченной патологией, с отставанием в психическом развитии, левши и правши, дети из обеспеченных и малоимущих семей. Главная задача педагога – развивать интерес к изобразительному искусству и потребность в нем.
Для полноценного развития детей в изобразительной деятельности необходимо целенаправленное руководство рисованием. Для этого в первую очередь надо превратить обучение основам изобразительной деятельности в осознание и интересное дело для ребенка.
Вывод: итак, в данной главе были рассмотрены следующие вопросы: проблема творчества вообще и роль творчества в развитии личности; клинико – психологические характеристики детей; причины возникновения задержки психического развития; роль изобразительной деятельности в развитии детей. В норме воображение активизируется в трехлетнем возрасте, остается активным в детстве, отрочестве и юности. Существует сенситивный период – ограниченный отрезок времени, в течение которого это качество проявляется особенно интенсивно, если ему способствует среда. Сенситивным периодом для развития творчества является возраст от пяти до пятнадцати лет. Рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Изобразительная деятельность это особая среда, способствующая развитию всех детей: и одаренных, и с ограниченной патологией, и с отставанием в психическом развитии, где они ощущают себя защищенными и свободными в своих суждениях. Ребенок может найти себя в рисовании, и при этом растормозится его развитие, общение с искусством позволяет разбудить чувства детей, создать атмосферу творчества. Главная задача педагога – развивать интерес к изобразительному искусству и потребность в нем. Для этого в первую очередь надо превратить обучение основам изобразительной деятельности в осознанное и интересное для ребенка дело.
Новое в образовании:
Мышление, как основа для усвоения математических знаний
Мышление является высшим, познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление также можно понимать как получение человеком новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлени ...
Основные компоненты мировоззрения
В основе мировоззрения лежит миропонимание, то есть совокупность определенных знаний о мире. Эти знания и представления относятся не только к настоящему, но и к прошлому, и к ожидаемому будущему. Они скрепляют в единое целое духовный мир людей. На основе таких знаний и представлений возникали, форм ...
Место и роль личности в образовательном пространстве
Система образования занимает ключевое место в процессе вторичной социализации (процесс первичной социализации человек проходит в семье, со дня его рождения до того момента как ребенок отправляется в школу) и формировании личности ребенка. Посредством образовательного процесса ребенок получает предс ...