Дети с задержкой психического развития при отсутствии специальной коррекционной работы в массовой школе с первого класса становятся неуспевающими. В становлении их мотивации и самооценки прослеживаются те же особенности, что и у всех неуспевающих младших школьников.
Позиция неуспевающего – это, прежде всего низкий социальный статус в классе. Учитель, ставящий низкие отметки и делающий замечания ученику, в глазах других детей низко оценивает его как личность в целом. Дети полностью принимают эту оценку. Они считают неуспевающих не только глупыми, но и наделенными прочими отрицательными качествами, даже не красивыми.
Если ребенок не получает нужной ему помощи и не достигает в учении успеха, пусть и относительного, его субъективное восприятие ситуации постоянно меняется. Он начинает осознавать свою несостоятельность по сравнению с хорошо успевающими одноклассниками. К концу начальных классов возникает чувство неполноценности, и даже безнадежности. Самооценка становится заниженной.
Длительная неуспеваемость приводит к «научению беспомощности». Представление о своих низких способностях к обучению и ожидание дальнейших неудач приводят к тому, что у ребенка пропадает желание действовать, что-то изменять, а собственные усилия теряют для него смысл.
Положение отстающего в массовой школе помимо появления чувства неполноценности иногда приводит и к попыткам личностной компенсации, ложного самоутверждения – в нарушениях дисциплины, позднее в подростковом возрасте, в асоциальных формах поведения.
Наиболее благоприятно компенсаторная самооценка развивается, когда неуспевающий ученик может найти социально приемлемый способ самореализации – в спорте, в других видах деятельности. Тогда общий уровень самооценки повысится за счет высокой самооценки позитивных качеств и способностей, а низкая оценка «ума» оказывается не столь значимой.
Неблагоприятное развитие самооценки и учебной мотивации при задержке психического развития определяется не только объективными трудностями, которые испытывает ребенок в учебной деятельности, но и низкой оценкой ученика его возможностей и качеств взрослыми и сверстниками, соответствующей атмосферой в классе.
Отрицательные моменты могут быть компенсированы особой ролью учителя, способностью создать атмосферу психологического комфорта, поддержки для своих учеников.
Личностный рост ребенка с задержкой психического развития в принципе возможен при различных условиях обучения (КРО или массовые классы), и даже при отсутствии школьных успехов. Стоит прислушаться к мнению английского психолога и психотерапевта Р. Бернса «Забота учителей и родителей о детях должна быть разумной. Было бы неверно поддерживать у школьников, которые не проявляют больших способностей к учебе, представление о том, что высшей ценностью и главным фактором всякой личностной оценки является только превосходная успеваемость. У каждого ребенка есть свои сильные и слабые стороны, свои положительные качества, на которых чуткий взрослый должен помочь ему выстроить прочный фундамент позитивной самооценки» .
Все дети, особенно старшие дошкольники и школьники младшего и среднего возраста любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами и так далее. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством, не только независимо от места и времени, и, самое главное независимо от личностных комплексов. Дети в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности. Каждый ребенок имеет свои, только ему присущие черты, которые могут быть распознаны достаточно рано.
Развитие творческого процесса обогащает воображение. Расширяет знания, опыт и интересы ребенка. Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких как память, мышление, восприятия, внимание. Вместе с тем и само воображение значимо включено в учебный процесс, поскольку он на девяносто процентов состоит из открытия нового.
Творческая деятельность развивает личность ребенка. Помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и так далее. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной.
Творческая деятельность развивает эстетические чувства ребенка, через деятельность формируется эстетическая восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.
Занимаясь творчеством, ребенок формирует у себя такое чувство как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.
Новое в образовании:
Развитие взаимодействия дошкольников со сверстниками в условиях
образовательного процесса
Дошкольники в условиях дошкольного учреждения взаимодействуют в разных видах деятельности: в игре, на занятиях, в быту и труде. Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего до ...
Методика организации учебного процесса по профессии заливщик металла
Настоящая программа предназначена для подготовки новых рабочих на производстве по профессии заливщик металла. Продолжительность обучения новых рабочих установлена 4 месяца в соответствии с действующим Перечнем профессий для подготовки рабочих на производстве. Экономический курс является вариативным ...
Научная гипотеза в педагогике и её постановка
Одним из основных эмпирических методов в педагогической науке является педагогический эксперимент, который обычно включает в себя несколько этапов. Первым этапом любого педагогического эксперимента является выявление противоречия и постановка проблемы. На этом этапе работы исследователь выбирает пр ...