Роль изобразительной деятельности в развитии детей

Страница 2

Большинство детей каждый день живет с ощущением что такими, какими они являются сегодня, они быть не должны. И вместо того, чтобы раскрывать и развивать, с помощью родителей, учителей свои природные задатки, дети превращаются в пассивных накопителей отфильтрованной и переработанной взрослыми информации об окружающем мире и оценочных суждений о самих себе и результатах своей деятельности.

Неуважение, проявляемое взрослыми к детским «каракулям», цветовым «пятнам» и «розовым слонам» создают для юного художника массу барьеров на пути самореализации, и очень не многие дети способны самостоятельно их преодолеть.

Традиционная форма обучения основана на развитие функций левого полушария мозга (логика, рационализм, эмоциональная заторможенность) в ущерб развитию функций правого полушария (фантазия, творчество, эмоциональная возбудимость). Дети, легко адаптирующиеся к школьной программе, быстро усваивают способности к музыке, изобразительному и художественному творчеству. Напротив, дети, входящие в разряд «троечников» часто очень увлечены одной, самой важной для их будущего деятельностью, защищаясь от левополушарного «давления» уходом в себя, мир мечты и фантазии.

Изобразительная деятельность детей в качестве возможного метода изучения индивидуально – психологических особенностей личности издавна привлекала внимание специалистов. Среди основоположников в исследовании данной проблемы за рубежом обычно называют такие имена, как Ф. Гудинаф, Г. Люке, А. Кларк, Ж. Пиаже, М. Линдстрем и другие.

Различные аспекты проблемы детского изобразительного творчества исследованы отечественными учеными. Среди них В.М, Бехтерев, Ю.Н. Болдырева, Л.С, Выготский, О.И. Галкина, Л.А. Венгер, Л.Н. Бочерникова, В.С. Мухина, Е.С. Романова и другие.

Детство – период интенсивного становления физиологических и психических функций. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», – писал К.Д. Ушинский, призывая учителей опираться на эти способности детского мышления.

Работа фантазии проявляется в визуальных образах, а потом – в словах. Изобразительная работа – безопасный и естественный для ребенка вид деятельности, который служит для него «транзитным пространством».

Основные новообразования в возрасте от шести до десяти лет – произвольные психологические процессы, внутренний план действий, рефлексия поведения. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики, а также способствует согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно – логическое, за которое ответственно левое полушарие. Поэтому многие специалисты рассматривают детское рисование как один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект и мысль заново графически оформляя свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира.

Осознание окружающего происходит у ребенка быстрей, чем накопление слов и ассоциаций. Рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Изобразительная деятельность своеобразный аналог графической речи.

Речь возникает на «фундаменте» образов. При их словесном описании у детей возникают затруднения. Поэтому, именно невербальные средства это зачастую есть единственная возможность для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

С. Левинштейн, В.С. Мухина и другие исследователи также подчеркивают, что рисунок для детей не искусство, а речь. Им свойственно стремление рисовать. Это своеобразное экспериментирование с художественными символами в качестве заместителей реальных объектов. По средствам рисования реализуется потребность личности в самовыражении. Именно спонтанная изобразительная деятельность для ребенка наиболее естественна, интересна, приятна. Она не требует исключительных, волевых и интеллектуальных усилий, близка к игре и поэтому не вызывает тревожных переживаний. Многочисленные исследования других специалистов показали, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук.

Возраст от пяти до приблизительно десяти лет даже называют золотым веком детского рисунка.

Первые годы обучения – один из наиболее значимых периодов в развитии личности ребенка. Складывается самая молодая функция психики – речь. Происходит формирование контекстной и диалогической ситуативной речи, совершенствуется общение. Поэтому именно у младших школьников по разным причинам могут возникать затруднения в коммуникативной деятельности, вербализации чувств и мыслей. Однако они с удовольствием «говорят» невербально, посредствам визуальной и пластической экспрессии, рисунка. Еще К. Юнг рассматривал символический язык изобразительного искусства как наиболее адекватный, более точный и емкий, чем слова.

Страницы: 1 2 3

Новое в образовании:

Формы организации обучения и их развитие в дидактике
Истории мировой педагогической мысли и практике обучения известны самые разнообразные формы организации обучения. Их возникновение, развитие, совершенствование и постепенное отмирание отдельных из них связано с требованиями, потребностями развивающегося общества. Каждый новый исторический этап в ра ...

Содержание физического воспитания детей 3—7 лет
Физическое воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». 3адачи физического воспитания многообразны. Они тесно связаны между собой, с музыкальным, эстетическим воспитанием, развитием речи и т. д. Одна из задач заключается в совершенств ...

Педагогические условия преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста
Условие - это то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. Педагогические условия - это одна из сторон закономерности воспитательного ( ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru