Педагогические условия преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста

Педагогика и воспитание » Сказкотерапия как условие преодоления конфликтов » Педагогические условия преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Условие - это то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. Педагогические условия - это одна из сторон закономерности воспитательного (образовательного, учебного и т.п.) процесса.

Любое нарушение общения между детьми может привести к конфликту. Иногда ребенок выражается недостаточно определенно и ясно, и тогда слова могут быть поняты неправильно. Иногда кто-то слушает невнимательно. И когда ребенок видит, что его не слушают, у него могут возникнуть чувства враждебности или осуждения. Часто возникает непонимание в отношении того, что подразумевается. Препятствием могут стать скрытые предположения. А иногда в результате непонимания, враждебности или обиды общение вообще прекращается.

Можно выделить типичные ошибки в области преодоления конфликтов:

1) запаздывание в принятии необходимых мер;

2) попытка разрешить конфликт без выяснения его истинных причин;

3) использование только силы, карательных мер по урегулированию конфликта или, наоборот, только дипломатических переговоров;

4) шаблонное применение схем урегулирования конфликта без учета его типа, особенностей.

Преодоление конфликтов предполагает их прогнозирование, например, время наступления, тяжесть последствий и т.д. Это возможно с помощью экспертного опроса, методов экстраполяции, математического и экспериментального моделирования. Непосредственная профилактика связана с устранением условий возникновения конфликтов. В ее основе лежит устранение деформации социальных отношений, а также социальная психогигиена, психопрофилактика, массовая, групповая и индивидуальная психотерапия, обучение, тренинг общения.

Термин "преодоление конфликтов" обычно употребляется в двух значениях: во-первых, при преодолении конфликта самими его участниками; во-вторых, при объективном преодолении конфликта, основанном на установлении и нейтрализации его причин и недопущении открытых столкновений сторон.

Деятельность по преодолению конфликтов включает в себя:

1) анализ и выявление причин конфликта и его участников (X. Корнеулис, Ш. Фейр называют этот процесс картографией конфликта);

2) принятие решения о вмешательстве в конфликт с учетом его исхода;

3) реализацию принятого решения.

Суть преодоления конфликта состоит в воздействии на его причины и участников.

Методы, используемые для преодоления конфликтов, различны: устранение причин; сдерживание; переориентирование, направленное на формирование убежденности в необходимости отказа от деструктивного участия в конфликте.

С точки зрения преодолимости конфликты могут быть кажущимися разрешенными; частично разрешенными; полностью разрешенными.

Как нет абстрактных конфликтов, так нет и универсальных способов преодоления и урегулирования конфликтов. Как правило, в зависимости от теоретического понимания конфликта предлагаются соответствующие подходы к его преодолению. Тем не менее, можно выделить более или менее общие схемы, хотя в принципе каждый тип конфликта требует своего подхода к преодолению.

Наиболее предпочтительным в преодолении конфликта является заключение договора о согласии. Достижение согласия является довольно трудной задачей, требующей помимо доброй воли достаточной степени культурной подготовленности сторон. Вместе с тем есть весьма универсальный и достаточно эффективный способ найти путь к согласию.

В ходе преодоления конфликта анализируются:

1. Источники конфликта - его исторические, экономические, социальные, национальные, конфессиональные предпосылки; субъективные или объективные переживания сторон, нравственные, гуманные аспекты; глубина конфликта: противоречие мнений, позиций или полная конфронтация.

2. "Биография" конфликта, т.е. его история и фон, на котором он прогрессировал; нарастание конфликта, избранные способы "борьбы", кризисы и поворотные точки в его развитии; жертвы и иные последствия конфликта.

3. Стороны конфликта - личности, группы или большие сообщества. В зависимости от фактического вычленения реальных сил и участников определяется уровень социальной сложности конфликта.

4. Позиции и отношения сторон - формальные и неформальные.

5. Отношение к конфликту - стремятся ли стороны преодолеть конфликт; хотят решить его самостоятельно или рассчитывают на внешние факторы воздействия? Каковы их надежды, ожидания, условия?

Процесс по преодолению конфликтных отношений предполагает определенную подготовительную работу для того, чтобы конфликт улаживался мирными, а не насильственными способами. Первое, что надо делать в этом направлении, - погасить накал эмоциональных страстей.

Страницы: 1 2 3

Новое в образовании:

Дидактические игры в педагогических системах
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания к обучению детей, которая сложилась в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические иг ...

Проблемы и перспективы использования цифровых образовательных ресурсов в основной школе
Тенденцией современного этапа информатизации образования является всеобщее стремление к выработке единых педагогических подходов к разработке и использованию различных цифровых образовательных ресурсов, таких как электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы, средства автоматизированно ...

Общая характеристика развития речи детей с общим недоразвитием речи
Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика. Своеобразие развития словарного состава и грамматического ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru