Педагогические условия преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста

Педагогика и воспитание » Сказкотерапия как условие преодоления конфликтов » Педагогические условия преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

Процесс поиска решений предполагает прохождение ряда этапов:

взаимное уточнение интересов, точек зрения, концепций и позиций участников;

их обсуждение;

согласование позиций и выработка договоренностей. Прежде чем стороны приступят к выработке договоренностей, им необходимо выяснить обоюдные точки зрения и обсудить их.

Следует отметить, что существует много подходов к исследованию как регуляции эмоциональных состояний, так и психических механизмов, вызывающих конфликт. Мы рассмотрим лишь несколько подходов. Первый из них, представленный работами Ф.Б. Березина, основан на следующих положениях: адаптация протекает на всех уровнях организации человека, в том числе в психической сфере.

К числу механизмов, обусловливающих успешность преодоления конфликта, Ф.Б. Березин относит механизмы противостояния тревоге - разнообразные формы психологической защиты и компенсации. Психологическая защита - это специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием какого-либо конфликта. Главной функцией психологической защиты является "ограждение" сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. В широком смысле этот термин употребляется для обозначения любого поведения, в том числе и неадекватного, направленного на устранение дискомфорта.

Следующий способ преодоления конфликтов у дошкольников, по мнению Грановской, заключается в правильном выборе момента для принятия решения или реализации своего плана. Как известно, экстремальная ситуация приводит к сужению сознания, что ведет к нарушению ориентировки в окружающем. Тревога, волнение меняют стратегию поведения.

Эффективность преодоления конфликта во многом зависит от психологической готовности противостоять ему и от умения управлять своими эмоциями в сложных ситуациях.

По мнению психологов, преодоления кризисных ситуаций возможно при условии соблюдения принципов, на базе которых можно сформировать систему стратегий восстановления психической равновесия. К таким принципам относятся:

принцип удовлетворения;

принцип реальности;

принцип ценности;

принцип творчества.

Принцип удовлетворения предусматривает осуществление психологической защиты на основе выявления максимальной степени эмоционального благополучия, возможного в условиях неблагоприятной ситуации. Механизм реализации этой высокой степени благосостояния заключается в когнитивной и эмоциональной инфантильности ребенка.

Принцип реальности нацеливает на трезвый подход к миру, в котором движение к какой-либо цели рассматривается не как прямолинейный процесс подъема на все новые и новые ступеньки, а предполагает длинные, в том числе обходные пути и косвенные средства. Психологический механизм реализации принципа реальности заключается в основном в способности к терпению.

Принцип ценности указывает на необходимость построения систем различных жизненных альтернатив на одной ценностные основании, в результате чего каждая из альтернатив в рамках данной системы ценностей получает свою оценку. Этот приоритетный список оценок и служит инструментом рационализации той ситуации, которую нужно преодолеть.

Принцип творчества определяет в значительной мере самосовершенствования ребенка, активное и сознательное созидание человеком самого себя, причем не только в идеальном смысле, но и в практическом воплощении в реальных кризисных ситуациях.

Сказкотерапия в разрешении детских конфликтов является наиболее эффективным условием преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста и имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно: всего около десяти лет назад. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки.

Программы сказкотерапии в разрешении конфликтов у детей старшего дошкольного возраста ограничены 5-12 занятиями. И это вполне осознанно. Материал, основанный на сказках, должен "уложиться" в душе и начать мягко изменять мировоззрение и поведение ребенка. Заканчивая курс, детям еще хочется путешествовать по сказке, воспитатели используют эффект "незавершенного действия". Подобный прием позволяет оставить восприятие детей активными, стимулирует их способность к размышлению.

Эффективно при разрешении конфликтов у детей старшего дошкольного возраста использование метода комплексной сказкотерапии.

Под сказкотерапевтической коррекцией понимается систематическое усиление потенциальности и творческих способностей человека, за счет которого происходит преодоление проблемных элементов. Сказкотерапевтическая коррекция исключает директивное изменение негативных форм поведения. Вместо этого предлагается принцип "расширения спектра альтернативных реакций". То есть человеку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, "прожить" как можно больше этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал возможных реакций, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира.

Страницы: 1 2 3

Новое в образовании:

Значение подвижных игр для развития личности ребенка
Игра является основным видом деятельности дошкольника. Она выступает и как форма организации жизни детей в дошкольном учреждении, и как средство их разностороннего развития, и как метод обучения. Игре придается большое значение в социальном становлении личности ребенка, а игровые навыки рассматрива ...

Примеры реализации компетентностного подхода
В современной школе используют различные активные методы обучения. Одним из таких методов является кейс-метод, однако он не очень широко распространен, тем более в случае, когда речь идет о преподавании информатики. Кейс – это инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практич ...

Стратегии проектирования инновационных процессов в системе ВПО
В качестве стратегий проектирования инновационных процессов в системе ВПО мы рассматриваем: - реализацию важных характеристик индивидуально-ориентированного процесса обучения – нелинейности, модульности и вариативности форм обучения, предоставляющих студенту возможность самостоятельного выбора трае ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru