Исторический аспект проблемы санитарно-гигиенического воспитания родителей

Педагогика и воспитание » Педагогические проблемы воспитания и просвещения родителей по здоровьесбережению школьников » Исторический аспект проблемы санитарно-гигиенического воспитания родителей

Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым и даже модным. Он имеет свою предысторию.

Понятие «школьные болезни» было введен немецким врачом Р. Вирховым в 1870 г. Уже тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в образовательных учреждениях игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства. Тем самым на место «пассивно-воспринимающего обучения» должно было прийти обучение «наблюдательно-изобразительное». «Словесная школа» заменялась «школой действия».

Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие учащихся. Причем, несмотря на многочисленные попытки модернизировать школу на разных этапах истории нашего государства основы этой концепции практически не менялись, а, значит, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены.

В отечественной практике сохранения здоровья детского коллектива одним из первых примеров (если не самым первым) можно считать опыт работы Павлышской средней школы под руководством ее директора, выдающегося советского педагога А.В. Сухомлинского.

Вплоть до 1980-х гг. здоровьесбережение в образовательных учреждениях строилось на основе «трехкомпонентной» модели:

1. В учебном курсе внимание учащихся акцентировалось на принципах здоровья и изменении поведения с ориентацией на здоровье.

2. Школьная медицинская служба осуществляла профилактику, раннюю диагностику и устранение возникающих проблем со здоровьем у детей.

3. Здоровая среда в процессе обучения связывалась с гигиенической и позитивной психологической атмосферой, с безопасностью и рациональным питанием детей.

Страсбургская конференция 1990 г. решением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС) одобрила создание так называемых «школ здоровья» для реализации разработанной в середине 1980-х гг. новой, более расширенной, модели здоровьесбережения. В нее вошли: служба питания с расширенным ассортиментом здоровой пищи, проведение мероприятий по физическому воспитанию подрастающего поколения и «служба здоровья персонала школы» с привлечением родителей и помощи широкой общественности.

За прошедшее время в этом проекте приняло участие более 500 школ из 40 государств и эта сеть непрерывно расширяется. В нее уже вошли многие образовательные учреждения Польши, Чехии, Словакии, Болгарии, Германии и других стран.

В России образовательные учреждения, получившие статус «школы здоровья», работают сегодня в республиках Башкортостан, Татарстан и Карелия, в ряде городов и областей России. Однако, несмотря на большой накопленный опыт, отлаженной универсальной системы осуществления здоровьесбережения, а так же критериев его оценки до сих пор нет, как нет и соответствующей Правительственной программы. Ежегодно проводимые в стране конкурсы «Учитель года» показали, что нет единых понятий о здоровьесбережении не только в теории, но и в практической педагогике: члены жюри и конкурсанты по-разному понимают, что такое здоровьесбережение. Так что каждой школе, которая начинает работать в здоровьесберегающем эксперименте, предстоит проделать большую работу от постановки проблемы и выработки собственной концепции до ее реализации. И быть готовой, что надеяться на поддержку извне не придется. Надо изыскивать собственные возможности и ресурсы. Тем более что отсутствие полноценного гражданского общества, недостаточно высокий уровень личной культуры населения, приоритеты родителей обусловили передачу некоторых функций общества и семьи государству и были им делегированы школе как важнейшему социальному институту.

Новое в образовании:

Разработка урока "Развитие проблематики в сочинениях А.П.Чехова"
Антон Павлович Чехов — русский писатель, прозаик, драматург. Родился 17(29) января 1860 года в г. Таганроге. Умер 2(15) июля 1904 года в г. Баденвейлер, Германия; похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Антон учился в греческой школе, затем в классической гимназии. Одним из семейных домашних ...

Особенности физического воспитания детей первого года жизни
Режим детей первого года жизни основан на выработке динамического стереотипа в чередовании главных элементов — кормления, сна и бодрствования. Процесс привыкания к режиму детского учреждения, адаптация к новым условиям протекает у детей по-разному в зависимости от возраста, состояния здоровья, дома ...

Характеристика возрастных психологических и валеологических особенностей младших школьников
Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился сравнительно недавно. Его не было у тех, которые вообще не посещали школу, его не было у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью в образовании. Появление этого возраста ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru