- социальная активность и ответственность;
- сотрудничество и партнерство педагогов и родителей;
- открытость взаимодействия семьи и школы;
- психология доверия как основа взаимодействия.
4. К основным педагогическим принципам организации педагогического просвещения родителей относятся:
- системность и преемственность в пропаганде педагогических знаний, изучение потребностей, учет интересов и имеющегося опыта родителей;
- добровольность участия в приобретении знаний, в обогащении и повышении педагогической культуры личности родителей;
- неразрывность в осуществлении воспитательной практики на основе преподаваемых педагогических знаний;
- ведущая роль школы в организации педагогического просвещения родителей.
5. Основу содержания педагогического просвещения родителей по вопросам формирования культуры здоровья и здоровьесбережения школьников составляют вопросы организации жизни детей в семье как воспитательном коллективе, формирования личности ребенка, развития его коммуникативной толерантности, изучения состояния и преодоления факторов риска здоровья школьников, а также развития интереса родителей к педагогическим знаниям путем самообразования.
6. Вариативность содержания педагогического просвещения родителей, нацеленного на формирование культуры здоровья, зависит от учета интересов аудитории, степени ее подготовленности к восприятию новой информации, от уровня открытости или замкнутости воспитательной микросреды «семья».
7. Модель организации педагогического просвещения родителей как компонента деятельности школы по здоровьесбережению учащихся основывается на выработке общих подходов школы и семьи к реализации единого целеполагания в создании оптимальных условий для развития физически, психически и нравственно здоровой личности ребенка в процессе воспитания.
8. Модель педагогического просвещения родителей включает в себя организационно-управленческий и информационно-содержательный блоки, каждый из которых последовательно проходит четыре этапа развития. Реализация данной модели позволяет достигнуть реального усиления поддержки родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей, а также повысить уровень профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников, ориентировать их исследовательскую деятельность в область здоровьесберегающего образования.
9. Через вовлечение родителей в систему педагогического просвещения происходит усиление их мотивации к воспитанию здорового образа жизни, что приводит к повышению активности семьи в совместной со школой информационно-содержательной деятельности по сохранению и развитию здоровья детей.
Практические рекомендации:
1. Руководителям общеобразовательных учреждений целесообразно использовать предложенную модель организации педагогического просвещения родителей по вопросам здоровьесбережения детей в практике работы общеобразовательных школ.
Процесс педагогического просвещения родителей следует начинать в период обучения детей в начальном школьном звене, когда возможно наиболее эффективное воздействие на активное и сознательное отношение родителей к здоровью своих детей, к формированию здоровой семейной среды.
Педагогическое просвещение родителей необходимо вести в сочетании с активным вовлечением семьи в практику здоровьесберегающей деятельности школы.
Руководителям школы необходимо всесторонне усиливать и развивать взаимодействие педагогов и родителей, основанное на организации школы педагогического просвещения семьи в целом, для повышения педагогической эффективности воспитания и обучения детей с учетом основных здоровьесберегающих принципов образования.
2. Педагогическим работникам общеобразовательной школы необходимо строить эффективное взаимодействие педагогов и родителей в рамках оздоровительного процесса на условиях признания и принятия особой ответственности за здоровье детей, как каждой отдельной семьей, так и образовательным учреждением, его педагогическим коллективом.
3. Родителям необходимо постоянно воспитывать в себе стремление к формированию собственной культуры здоровья, к созданию валеологической «внутрисемейной философии» — понимания сути и основных составляющих здорового образа жизни, стремления и желания следовать ему в повседневной жизни.
Новое в образовании:
Специфика уроков естествознания
Для многих учителей начальных классов наиболее сложным из всех предметов является природоведение (или естествознание, что одно и то же) - как в плане подготовки к уроку, так и его проведения. Причины могут быть самые разные, но наиболее часто приходится сталкиваться с недооценкой специфики этого пр ...
Обзор психолого-педагогической литературы по использованию информационных
технологий в обучении дошкольников
Дошкольный уровень образования переживает время перемен, вызванных общественным осознанием самооценки детства. Научная психология (З. Фрейд, А.В. Запорожец) сегодня уже ясно говорит о зависимости будущего каждого человека от качества, прожитого детства. Успешность осуществления позитивных для общес ...
Особенности познавательной сферы подростков
Известный психолог Р.С. Немов так пишет в своих трудах: «Учение в школе – это организованный процесс. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида». Психология – необходимая основа математики. Еще делегаты 1 всероссийского съезда ...