Для наглядности представим сравнительный анализ уровня конфликтности в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапе на рисунке 4.
Рис.4 Сравнительный анализ уровня конфликтности в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапе
Сравнение данных констатирующего этапа с данными, полученными на контрольном этапе показывает, что количество детей с высоким уровнем конфликтности уменьшилось до 0, на 10% увеличилось количество детей, имевших средний уровень конфликтности. За счет уменьшения количества высокого уровня конфликтности на 10% увеличилось количество детей, показавших низкий уровень конфликтности. В целом, это доказывает, что содержание и приемы формирующего этапа эксперимента были выбраны правильно и оказались эффективными для снижения уровня конфликтности у детей.
Незначительные изменения уровня конфликтности контрольной группы, выявленные на контрольном этапе: уменьшение на 10% детей с высоким и увеличение на 10% с низким уровнем конфликтности, средний уровень конфликтности без изменений подтверждает предположения, что без специально организованных занятий достижение существенного изменения конфликтности у детей весьма затруднительно.
Сравнительный анализ уровня конфликтности экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента представлен в таблице 5.
Таблица 5
Показатели уровня конфликтности экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента
Уровень конфликтности |
Экспериментальная группа (%) |
Контрольная группа (%) |
Низкий |
0 |
20 |
Средний |
70 |
50 |
Высокий |
30 |
30 |
Контрольный этап эксперимента позволил прийти к выводу о том, что для устранения конфликтов у дошкольников необходимо проводить специально организованные занятия.
Наиболее значительными достижениями можно считать сокращение числа детей, которые в начале опытно-экспериментальной работы были отнесены к группе с высоким и средним уровнем конфликтности.
Результаты свидетельствуют о значительном увеличении детей с низким уровнем конфликтности.
Таким образом, занятия, которые мы проводили в ходе нашего экспериментального исследования, помогли нам значительно устранить конфликты детей со сверстниками.
К дошкольному возрасту у ребенка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками; у дошкольника преобладает непроизвольный характер поведения. Это позволяет эмпирически и экспериментально проследить связь нарушений общения ребенка со сверстниками и с проблемами развития его личности.
Для этого мы предлагаем использовать сказкотерапию, учитывая ее значение для дошкольника, и подтверждаем формирующую и корригирующую роль сказкотерапии для личности ребенка, при возникновении конфликтов в общении со сверстниками.
Уже простое наблюдение в любой группе детского сада позволяет обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Одни сразу чувствуют себя хозяевами; другие очень скоро оказываются в подчинении у первых; третьи остаются вообще вне игры, сверстники не принимают их (причем к некоторым из таких детей они относятся крайне негативно, других вообще не замечают); четвертые, хотя и держатся уверенно, при отсутствии каких-либо ссор и обид сами уходят от сверстников, предпочитая игру в одиночестве. Таков далеко не полный перечень различных коллизий в отношениях между детьми, свидетельствующих о том, что одна и та же среда неодинакова для разных детей, ибо у каждого из них уже имеется опыт эмоциональных отношений с близкими взрослыми, не всегда, к сожалению, положительно окрашенный, а также свой опыт деятельности с взрослыми и сверстниками.
Изучение динамики психологического конфликта показало, что независимо от особенностей такого конфликта ребенок не в состоянии разрешить его самостоятельно, не может полноценно развиваться ни как субъект деятельности, ни как личность. Такие дети требуют к себе особого, индивидуального подхода, нуждаются в помощи взрослого (психолога или педагога) по налаживанию полноценных отношений со сверстниками.
Новое в образовании:
Эмпирическое исследование идентичности педагога и связи идентичности с
общением
Проведенный теоретический анализ проблемы идентичности педагогов дает возможность более четко определить цель и гипотезу настоящего исследования. Таким образом, цель данного исследования — изучить идентичность педагога и выявить связь идентичности с общением. Гипотеза 1 исследования состояла в пред ...
Физиологические особенности подростков
В настоящее время имеется несколько определений рубежей подросткового периода. Например, Г. Гримм ограничивает его возрастом 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков, а по Дж. Биррену этот период охватывает 12-17 лет. В классификации Д.Б. Брамлий данный возраст ограничивается 11-15 годами. Наибо ...
Этапы воспитания нравственных ценностей у
старшеклассников в деятельности классного руководителя
В педагогических исследования накоплен положительный опыт по выявлению механизмов воспитания ценностей у учащихся. В исследованиях зарубежных философов М. Шелера, В. Франка механизм воспитания нравственных ценностей основан на переживании, как акте любви и соучастии. В исследованиях А.В. Кирьяковой ...