Формирование экологических знаний и культуры при использовании экскурсии

Педагогика и воспитание » Метод наблюдения при обучении естествознанию в 3 классе » Формирование экологических знаний и культуры при использовании экскурсии

Цель эксперимента: использовать на практике такую форму обучения как экскурсия при изучении естествознания.

Для достижения этой цели нами были проведены в экспериментальной группе экскурсии по темам "Осенние изменения в жизни растений и животных" и "Природа зимой". В контрольной группе по данным темам проводились уроки.

Рассмотрим методику проведения предложенных экскурсий.

Тема: "Осенние изменения в жизни растений и животных".

Задачи экскурсии:

закрепление и уточнение знаний учащихся об осени как времени увядания природы;

понаблюдать за осенними изменениями в жизни растений и животных;

воспитывать бережное отношение к природе.

Тип экскурсии: текущая.

Снаряжение: блокноты, авторучки, папки для сбора листьев и трав.

Место проведения: сельский парк

План экскурсии:

Вступительная беседа.

Эта беседа проводилась в классе. Учитель сообщает тему, цель, задачи экскурсии, необходимое снаряжение.

Проведение экскурсии:

а) вводная беседа;

б) основная часть.

Проведение наблюдений в природе:

а) изменения в природе при наступлении осени;

б) растения парка:

научить детей распознавать деревья, кустарники, травянистые растения по предложенным критериям;

проанализировать изменения, которые произошли с растениями в связи с наступлением осени.

Изучение осенних изменений в жизни животных:

а) наблюдение за птицами;

б) наблюдение за насекомыми.

Правила поведение в природе.

Степень загрязнения территории. Бытовые отходы. Следы отдыха посетителей.

Проблемы экологии и охраны природы. Действия каждого человека для сохранения природы.

3. Подведение итогов экскурсии.

Окончательное закрепление знаний проводится на следующий день в классе. Учащимся предлагается по плодам назвать растения, рассказать об осенних изменениях и явлениях в природе, раскрыть проблемы охраны природы.

Тема: "Природа зимой".

На данной экскурсии решались следующие задачи:

уточнение знаний учащихся о зиме, как о времени года;

наблюдать за зимними изменениями в жизни растений и животных;

воспитывать бережное отношение к природе.

Тип экскурсии: текущая.

Снаряжение: деревянная рейка с делениями для измерения глубины снега, лопатки для раскапывания снега, корм для птиц, коробки.

Место проведения: сельский парк.

План экскурсии:

Вступительная беседа.

Эта беседа проводилась в классе. Учитель сообщает тему, цель, задачи экскурсии, необходимое снаряжение.

Проведение экскурсии:

а) вводная беседа;

б) основная часть.

Практическая работа по измерению глубокого снега на открытом и закрытом местах.

Проведение наблюдений в природе:

проанализировать изменения, которые произошли с растениями с приходом зимы;

сделать вывод о том, какое значение имеет снег для защиты зимующих растений от вымерзания.

Изучение зимних изменений в жизни животных.

а) наблюдение за насекомыми;

б) наблюдение за птицами;

в) наблюдение за следами присутствия зверей.

Правила поведения в природе.

Степень загрязнения территории.

Проблемы охраны природы.

Подведение итогов экскурсии.

Окончательное закрепление знаний проводится на следующем уроке. Учащимся предлагается по веткам и плодам определить лиственное или хвойное растение, показать роль снегового покрова для защиты растений от вымерзания, раскрыть проблемы охраны природы.

Анализ хода уроков показывает, что в начале урока познавательный интерес детей был очень низкий. Начало урока и его организационный этап были направлены на мобилизацию внимания детей и нейтрализацию последствий "бурной" перемены. Высокий интерес ученики проявили при изучении новой темы. Самую большую познавательную активность вызвали непосредственные изменения в природе. Выступление с сообщениями по вопросам учителя носили высокую познавательную активность учащихся, они имели возможность проявить себя и задать вопросы друг другу. Спад интереса произошел во время подведения итогов, так как дети уже устали.

Большой интерес у детей вызвали объекты окружающего мира. Общение с представителями животного и растительного мира, вызваны в большей степени заботой о них. У детей возникает потребность в приобретении экологических знаний и их практическом применении. Учащиеся придерживались правил и норм поведения в природе.

Новое в образовании:

Содержание работы по формированию лексического строя речи у детей с ОНР
На ранних этапах овладения языком ведущая роль принадлежит лексическому уровню, а в дальнейшем на первый план выступает словообразовательный уровень. Овладение словообразованием осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предполагает достаточно высокий у ...

Виды деятельности дошкольника
Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, т. е. деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения межд ...

Педагогические условия преодоления конфликтов у детей старшего дошкольного возраста
Условие - это то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. Педагогические условия - это одна из сторон закономерности воспитательного ( ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru