Индивидуально-ориентированный образовательный процесс в вузе

Педагогика и воспитание » Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС » Индивидуально-ориентированный образовательный процесс в вузе

Страница 3

1) осознание студентами себя в новой для них образовательной среде;

2) погружение в образовательную среду;

3) освоение образовательной среды.

Осознание студентом себя в новой образовательной среде (1 этап) связано с осознанием необходимости получения образования; познанием себя; самоутверждением, стремлением к самореализации.

При погружении в образовательную среду (2 этап) студент ясно осознает цели, ценности получаемого образования и ориентируется на личностное совершенствование, получение и систематизацию знаний. Не исключено, что период накопления знаний может смениться периодом предметной дифференциации, связанной с формированием у студентов избирательного отношения к изучаемым предметам, появлением желания углубленного их изучения.

Этап освоения образовательной среды (3 этап) выступает как продолжение и развитие предыдущих этапов и включает в себя ориентацию на личностное совершенствование, накопление знаний и размышления о приобретении специальности, работы. Знания начинают «работать» на постепенное осознание студентом себя как будущего специалиста. Ориентация на овладение профессией может сочетаться с ориентацией на научную деятельность.

Таким образом, динамика продвижения по обобщенному образовательному маршруту отражается в трех линиях: личностный рост, знания, ориентация на профессиональную деятельность.

Линия личностного роста пронизывает все этапы обобщенного образовательного маршрута. Ей соответствуют периоды, связанные с утверждением себя (1 этап), самосовершенствованием студента (2 этап), стремлением понять свои возможности в плане их соответствия будущей профессии (3 этап). Линия знаний прослеживается на 2 и 3 этапах и включает периоды: количественного накопления знаний, их систематизации: дифференциации изучаемых предметов, стремления к их углубленному освоению. Линия, связанная с ориентацией на профессиональную деятельность, прослеживается на 2 и особенно на 3 этапе. Здесь происходит осознание себя как будущего специалиста, накопление специальных знаний, личностное самосовершенствование, определяемое будущей профессиональной деятельностью.

Рассмотрение периодов обобщенного образовательном маршрута позволяет также сделать вывод о том, что продвижение студента в образовании может быть связано с прохождением студентом не всех выше указанных периодов. Отсюда можно полагать, что индивидуальный образовательный маршрут отличается от обобщенного образовательного маршрута тем, что включает только часть периодов последнего, но при этом обязательно основывается на трех этапах обобщенного образовательного маршрута («осознание», «погружение» и «освоение» образовательной среды). Не исключено, что индивидуально-образовательный маршрут может характеризоваться не последовательным, а параллельным прохождением этапов, с возможным опережением (отставанием) в развитии тех или других.

Как утверждает Дука Н.А., тип индивидуально-образовательного маршрута определяется рядом факторов: ориентированностью студента при получении образования; знанием (пониманием) себя, своих способностей и возможностей: широтой образовательной среды, на которой строится маршрут: глубиной ее освоения. В связи с этим, можно утверждать, что маршруты могут осуществляться как в узком варианте (отсутствие ориентированности, цели образования), так и в широком (ориентированность на будущую и настоящую профессиональную деятельность), отвечающие более полному освоению образовательной среды.

Дука Н.А. предлагает следующие типы индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) в вузе:

1. Я – центрированный образовательный маршрут. В основе его – сам студент. Всё сосредоточено на нём, всё ориентированно на него. Маршрут имеет ярко выраженную личностную направленность.

2. ИОМ, ориентированный на получение знаний. Ведущая ориентированность маршрута связана с приобретением знаний.

3. ИОМ, ориентированный на формирование студентом себя как образованного человека.

4. ИОМ, ориентированный на формирование студента себя как будущего специалиста.

5. ИОМ, ориентированный на формирование студента себя как учителя. В основе маршрута этого типа чёткая и определённая цель – стать учителем. Получение образования связывается с приобретением знаний такого уровня и качества, который позволит достойно выполнять свои профессиональные обязанности.

6. ИОМ, связанный с ориентацией студента на научную деятельность. Ведущая линия этого маршрута – линия получения знаний.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут – это путь индивидуального движения студента в ходе самообразования к «саморазвивающемуся» специалисту. Реализованный индивидуальный образовательный маршрут в нашем понимании является индивидуальной образовательной траекторией.

Хуторской А.В., считает необходимым «индивидуальное образовательное движение каждого ученика». «Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его способностей: оргдеятельностных, познавательных, творческих, коммуникативных и иных. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе образовательного движения учащихся по индивидуальным траекториям».

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое в образовании:

Основные компоненты мировоззрения
В основе мировоззрения лежит миропонимание, то есть совокупность определенных знаний о мире. Эти знания и представления относятся не только к настоящему, но и к прошлому, и к ожидаемому будущему. Они скрепляют в единое целое духовный мир людей. На основе таких знаний и представлений возникали, форм ...

Психолого-педагогические теории игры и игра в юношеском возрасте
Точное определение и ограничения игры в широкой сфере деятельности человека и животного невозможно, а всякие поиски таких определений должны быть квалифицированы как «научные игры» самих авторов. Начало разработки теории игры обычно связывается с именами таких мыслителей 19 в., как Ф. Шиллер, Г. Сп ...

Исторический аспект проблемы санитарно-гигиенического воспитания родителей
Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым и даже модным. Он имеет свою предысторию. Понятие «школьные болезни» было введен немецким врачом Р. Вирховым в 1870 г. Уже тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в обр ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru