Моделирование воспитательной системы

Страница 2

во-вторых, так как самодеятельность имеет решающее значение

для формирования личности учащихся, то следует создавать условия для ее проявления на всех этапах жизнедеятельности классного сообщества, включая и период моделирования;

в-третьих, учащиеся способны анализировать и оценивать многие стороны жизни в классе, вносить конструктивные и оригинальные предложения по ее улучшению.

Не должны оставаться в стороне и родители. Ведь они обладают знаниями о своих детях, которыми не располагает классный руководитель. Родители заинтересованы в положительных изменениях личности своего ребенка, поэтому могут внести свой вклад в моделирование и построение воспитательной системы. Они имеют богатый социальный опыт и выражают в себе интересы представителей разных профессий, что дает возможность избежать одностороннего моноролевого взгляда на проблемы развития и воспитания учащихся. Отсюда становится очевидной важность соединения в совокупном субъекте моделирования воспитательной системы класса профессиональной компетентности и организаторского мастерства классного руководителя, активного участия и нестандартных и лей учащихся, социального опыта и заинтересованности родителей.

Объектом моделирования является воспитательная система класса. Чтобы сформировать целостный и адекватный образ создаваемой системы, целесообразно использовать компонентный механизм моделирования. Суть ее и заключается в том, что при формировании модельных представлений объект моделирования целенаправленно устремляет свой взор и действия па проектирование пяти основных компонентов, описание которых дано в предыдущем параграфе. Это позволяет отобразить в модели наиболее важные стороны воспитательной системы ее индивидуально-групповые, ценностно-ориентационные, функционально-деятелыюстиые, отношенческо-коммуникативные и диагностико-результативные характеристики. Практика применения компонентного механизма моделирования показала, что данный механизм эффективен, надежен и прост.

В процессе моделирования воспитательной системы можно выделить три основных направления совместной деятельности педагога со своими коллегами, учащимися и их родителями:

§ изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе;

§ проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества;

§ сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды личности ребенка. Возможно использование определенного блока форм методов и приемов при построении воспитательной системы, рассмотренных в таблице 1.

Таблица 1. Направления деятельности в воспитательной системы образовательного учреждения начального звена

Основные направления деятельности

Задачи деятельности

Средства реализации

задач

Изучение внутреннего мира учащихся, отношении, общения и деятельности в ученическом коллективе

1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива

2. Определить уровень сформированности классного коллектива, состояние в нем деловых и межличностных отношений

3. Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности

4.Определить эффективность учебно-воспитательного процесса

1.Анкетирование, игра «Путешествие по морю любимых занятий», методика «Цветик семицветик», развивающая анкета «Твои увлечения», методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения общественной активности учащихся, составление карты интересов и увлечений, учащихся класса

2. Мастерская общения «Давайте познакомимся!», альбом эстафета «Наш класс», классный час «Погружение в мир своего Я», игра «Расскажи мне обо мне», методика «Детское стихотворение»

3. Тестирование сформированности коллектива по методикам, «Какой у нас коллектив», «Мы - коллектив? Мы - коллектив . Мы - коллектив!», состояния межличностных отношений с помощью игр «Лидер» и «Киностудия», социометрических методов, конкурса рисунков «Я в моем классе»

4. Смотр сочинений «Моя семья», «огонек» «Мы и наши дети», беседа «Моя семья - чудесное место для жизни», коллективное творческое дело «Мир интересов моей семьи»

5. Тесты Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», А.А. Андреева «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью», Е.Н. Степанова «Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения»

Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности ученического коллектива

Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем, привлекательный для членов классного сообщества

2. Определить место и роль класса в воспитательной системе школы

3. Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива

1. Организационно-деятельностная игра «Развитие личности младшего школьника», классный час «Портрет лицеиста», ролевая игра «Планета друзей», коллективное творческое дело «Экологическая тропа класса», игра «Приходи к нам в будущее», конкурс идей и проектов учащихся «Класс, в котором я хотел бы учиться»

2. Игра «Есть корабль, где все капитаны», вечер «Мир моих увлечений», родительское собрание «Школа + семья + дети =?», творческое дело «Устав класса», конкурс «Герб класса», выпуск стенной газеты «Мой класс сегодня и завтра»

Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию воспитательно-развивающей среды личности ребенка

1. Содействовать формированию благоприятной эмоционально психологической и нравственной атмосферы в классе

2. Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества

1.Праздник именинников, вылазки на природу, культпоходы и экскурсии, игра «Узнай свое поручение», коллективное творческое дело «В нашем классе день рождения», игра-путешествие по семейным островам

2. «Разговор при свечах», «Арбузник», «Волшебный стул» и другие формы коллективной деятельности, предлагаемые Н.Е. Щурковой в книге «Собранье пестрых дел»

Страницы: 1 2 3

Новое в образовании:

Исследование процессов словообразования у дошкольников с задержкой психического развития
В процессе исследования была поставлена следующая цель: изучение нарушения функции словообразования у детей с ЗПР и определение основных направлений логопедической работы по их коррекции. Для достижения этой цели в исследовании необходимо решить следующие задачи: Анализ литературных данных, касающи ...

Социально-психологические особенности младшего школьника
Феномен вытеснения воспитательной деятельности из набора профессиональных педагогических обязанностей проявляется в полной мере в средней школе. Но его источник расположен в начальной школе. Здесь же происходит своеобразная "закладка" как положительных, так и негативных последствий самых ...

Различные формы конференций как формы повышения квалификации
Также в качестве формы повышения квалификации можно рассматривать участие педагогов дополнительного образования в различных научно-практических конференциях. Для примера можно рассмотреть Конференции по педагогике развития и "2-ую Всероссийскую конференцию "Открытое дополнительное образов ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru