Вопрос об использовании элементов истории не новый. Еще в конце XIX века и в начале XX века он обсуждал на съездах преподавателей математики.
Программа школы обязывает учителя сообщить ученикам в процессе преподавания сведения по истории математики и знакомит их с жизнью и деятельностью выдающихся математиков.
Однако в программе нет конкретных указаний на то, какие сведения по истории математики следует сообщать учащимся, в каких классах, в каком объеме и по каким разделам школьной математики. Школьные учебники, как известно, тоже таких сведений содержат мало.
Сравнительный анализ учебников по алгебре
|
Разделы и темы учебника |
Учебник алгебры Модковича А.Г. |
Учебник алгебры под ред. Теляковского С.А. |
Учебник алгебры Никольского С.М. |
Учебник алгебры Башмакова М.И. |
Наличие исторических экскурсов в учебниках алгебры |
Номер экскурса |
|
Глава 1. Математический язык. Математическая модель |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
|
§ 1. Числовые и алгебраические выражения |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
|
§ 2. Математический язык |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
§ 3. Математическая модель |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Глава 2. Степень с натуральным показателем и ее свойства |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
|
§4. Степень с натуральным показателем |
- |
- |
- |
+ |
+ |
Экскурс 1 |
|
§5. Таблица основных степеней |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
§ 6. Свойства степени с натуральными показателями |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
§ 7. Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
§ 8. Степень с нулевым показателем |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Глава 3. Одночлены. Арифметические операции над одночленами |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
§ 9. Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
§ 10. Сложение и вычитание одночленов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
§ 11. Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
§ 12. Деление одночлена на одночлен |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Глава 4. Многочлены. Арифметические операции над многочленами |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
§ 13. Основные понятия |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
§ 14. Сложение и вычитание многочленов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
§ 15. Умножение многочлена одночлен |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
§ 16. Умножение многочлена многочлен |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
§ 17. Формулы сокращенного умножения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
§ 18. Деление многочлена одночлен |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Глава 5. Разложение многочленов на множители |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
§ 19. Разложение многочленов на множители |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
§ 20. Вынесение общего множителя за скобки |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
§ 21. Способ группировки |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
§ 22. Разложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
Экскурс 2 |
|
§ 23. Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
§ 24. Сокращение алгебраических дробей |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
§ 25. Тождества |
- |
- |
+ |
- |
+ |
Экскурсы 3, 4 |
|
Глава 6. Линейная функция |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
|
§ 26. Координатная прямая |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
§ 27. Координатная плоскость |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
Экскурсы 5, 6, 7 |
|
§ 28. Линейное уравнение с двумя переменными и его график |
- |
- |
- |
- |
- |
Экскурсы 8,9, 10 |
|
§ 29. Линейная функция и ее график |
- |
- |
+ |
- |
+ |
Экскурсы 11, 12, 13, 14, 15, 16 |
|
§ 30. Линейная функция y = kx |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
§ 31. Взаимное расположение графиков линейных функций |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Глава 7. Функция y = x3 |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
|
§ 32. Функция y = x2 и ее график |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
|
§ 33. Графическое решение уравнений |
- |
- |
- |
- |
- |
Экскурс 17 |
|
§ 34. Что обозначает в математике запись y = f (x) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Глава 8. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
§ 35. Основные понятия |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
§ 36. Метод подстановки |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
§ 37. Метод алгебраического сложения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
§ 38. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Новое в образовании:
Индивидуально-ориентированный образовательный процесс в вузе
Историографический анализ литературы позволил установить, что проблема индивидуализации обучения не нова: ее идеи восходят к трудам древних философов и ученных, а затем они воплотились в идеях природосообразности и культуросообразности воспитания (Я.А. Коменский, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, А.Дистер ...
Взаимосвязь общения и идентичности
Общение является важнейшим источником самовосприятия. В свою очередь, некоторые особенности общения могут приводить к содержательным и структурным изменениям идентичности. Например, Р.М. Грановская и Ю.С. Крижанская (1994) считают, что такие особенности педагогического общения, как необходимость оц ...
Особенности усвоения краеведческих знаний младшими школьниками с ЗПР
Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекала к себе внимание педагогов, психологов, медиков. Ими была выделена определенная группа детей, которые не могут быть отнесены к умственно отсталым, т.к. в пределах имеющихся знаний они об ...