В настоящее время существуют проблемы выбора модели изучения курсов краеведческой направленности (отдельный курс или курсы, интегрированное включение отдельных краеведческих тем в курс "Окружающий мир", включение краеведческой тематики во все предметы, которые изучает ученик, внеклассные факультативные занятия и т.д.), оснащения учебно-методическими комплектами учащихся по курсам краеведческой направленности; оценки результативности изучения курсов краеведения.
Таким образом, прежде всего, необходимо помнить о значении краеведения в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине конкретна. Это любовь к своему родному дому, городу, селу. А для того, чтобы по-настоящему полюбить свой край, нужно его хорошо знать.
С конца ХХ века интерес к краеведению возрастает с особой силой. Краеведение воспитывает любовь к родному краю и даёт те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах. И здесь роль школы, новой школы, должна быть значительно расширена.
Начиная с 1990 г. разрабатывались и апробировались концепции краеведческого образования и соответствующие им программы учебных курсов, учебные пособия. Имеет место введение отдельного курса краеведения (он может изучаться факультативно). Широкое распространение и большую популярность имеет многообразная внеклассная историко-краеведческая работа. Написано и опубликовано немало работ и статей по опыту школьного исторического краеведения. Педагогическими коллективами учреждений образований накоплен интересный опыт в сфере воспитания детей, сложились определенные традиции, способствующие совершенствованию воспитательного процесса. Во многих школах организована совместная деятельность педагогов и школьников по возрождению, сохранению и развитию культурного, исторического наследия нашего народа, педагоги всё больше внимания уделяют подбору нравственных ориентиров учащихся на основе уважения к национальным традициям.
Краеведческая работа в школах ведется под руководством учителей. При этом объем, содержание и формы этой работы зависят от возраста учащихся, их общего кругозора, уровня знаний и умений. Уже в первых классах учащиеся получают элементарные представления о своем родном крае, его природе и жизни людей. С введением курсов природоведения, истории, географии, биологии краеведческие знания учащихся обогащаются, поскольку материал этих предметов изучается в значительной степени на краеведческой основе. Вместе с развитием кругозора учащихся, их знаний и умений расширяются возможности для внеклассной краеведческой работы, повышается уровень самостоятельной работы школьников.
Формы внеклассной краеведческой работы разнообразны: кружки и общества, экскурсии, походы, вечера, конкурсы, олимпиады. Наряду с наблюдениями, записями и зарисовками на экскурсиях, чтением дополнительной литературы по своему краю, подбором материала из газет и журналов все большее значение приобретает поисковая и исследовательская деятельность, активизируется участие школьников в работе краеведческого кружка или музея. В некоторых школах стало традиционным проведение конференций по историко-патриотическому направлению, на которых делятся опытом, подводят итоги педагоги и учащиеся.
Работая по программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», отдел образования, Совет ветеранов войны и труда, педагогические коллективы школ разработали мероприятия по реализации этой программы. Особое внимание уделено мероприятиям, посвященным Дню Победы. В школах с целью формирования гражданско-патриотического сознания, привития любви к своей малой родине оформляют уголки боевой Славы, альбомы, витрины с музейными экспонатами (солдатские письма, награды, фронтовые газеты, фотографии и др.), которые собрали учащиеся в экскурсиях и походах. Материалы школьных музеев используются не только на уроках, но и на школьных и классных мероприятиях. Все это работает на воспитание подрастающего поколения.
Новое в образовании:
Общее понятие об активном обучении
В настоящее время в системе технологического обеспечения образования (особенно в высшей школе) все чаще выделяют ряд способов активизации учебной деятельности, которые получили название методов активизации процесса обучения (МАПО). Однако более точным было бы назвать их системой способов и приемов ...
Особенности игровой деятельности детей с умственной
отсталостью
«У умственно отсталых детей игровая деятельность занимает большое место не только в дошкольный период, но и в школьный период развития и обучения». У умственно отсталых детей в силу своего аномального развития игровая деятельность плохо развита. У таких детей нет интереса к игре, наблюдается быстра ...
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем ...