Понятие « краеведение». Его сущность и значение

Страница 3

Обязанность каждого гражданина заботиться о сохранении культурного наследия народов Российской Федерации и гарантирует каждому право на доступ к культурным ценностям, в том числе, естественно, к связанным с объектами культурного наследия. Сохранение всей палитры историко-культурных ценностей является залогом сохранения самобытности многонациональной культуры России перед лицом глобализационных тенденций нашего времени. Уместно здесь привести высказывание академика Д.С.Лихачёва: «От того, знает ли общество свою историю, зависит тот нравственный климат, в котором оно живет». Познание, сохранение и приумножение многонационального культурного наследия России – одна из тех благородных идей, которые сегодня способны консолидировать наше общество.

Особое значение сохранения историко-культурного наследия заключается в воспитании у местного населения, особенно у молодёжи, чувства «малой родины», ответственности за судьбу своего села, города, укреплении чувства патриотизма и гордости за свою большую Родину. К сожалению, сегодня для большинства людей, земля, на которой они живут, известна значительно хуже, чем другие города, страны и континенты. История и природа места, где мы живем, его люди – все это остается вне активного информационного пространства. Поэтому многие люди, родившиеся или прожившие всю свою жизнь в том или ином городе или селе, практически ничего об этих местах не знают. Между тем, любой уголок страны (село, посёлок, малый город) отличается от других, внешне похожих, именно уникальностью своего историко-культурного и природного наследия.

Выявление уникальных черт истории, культуры и природы на таких территориях осуществляют, преимущественно, краеведы. Нередко краеведы осуществляют и подготовку выявленных объектов наследия для туристского использования: разработку экскурсионных программ и маршрутов, музеефикацию объектов, подготовку материалов для информационного обеспечения (путеводители, карты–схемы, словари, энциклопедические справочники и т.п.).

Таким образом, участие детей и молодёжи в краеведческой деятельности помогает значительно расширить и углубить знания, полученные при изучении предметов школьной программы, конкретизировать их. Следовательно, культурное и природное наследие, его изучение краеведческими средствами, становится важным элементом в структуре отечественной педагогики.

Все педагоги отмечают воспитательное свойство наследия. Гражданские и патриотические чувства невозможно пробудить на основе абстракций. Только конкретное знание истории своего края, своего рода, жизни и деятельности земляков, их участия в ратных и трудовых свершениях формируют в подростках уважение к прошлому своей страны, пробуждают в них желания быть достойными славы земляков, продолжить традиции, внести свой вклад в историю и культуру родины.

Важными объектами для развития краеведения являются музеи, в которых сохраняется и пропагандируется историко-культурное и природное наследие страны. Серьёзным резервом для перспективного развития музейной сети являются музеи, создаваемые краеведами на общественных началах. По данным Министерства образования РФ, в настоящее время в стране функционируют 4,8 тысяч школьных музеев, в которых собраны объекты местного наследия. Школьные музеи способствуют реализации задач обучения и воспитания школьников, пропаганде истории и культуры родного края среди местного населения.

Вместе с тем, у государства ещё не сложилось чёткой программы действий в сфере развития краеведения. Это проявляется в недостаточном финансировании программ детского туризма, что отразилось на сокращении числа организованных путешествий и экскурсий школьников. Негативные тенденции проявляются в отношении к общественным музеям, в том числе и к школьным, число которых за последнее время заметно сократилось. В городе Санкт-Петербурге ликвидирован школьный музей Ольги Берггольц, музей генерала Д.М.Карбышева, музей защитников Волховского фронта и ряд других. В плачевном состоянии находится школьный музей «А музы не молчали», посвящённый истории культуры блокадного Ленинграда, в котором хранятся уникальные реликвии, являющиеся подлинными историческими и культурными ценностями. Гибель общественных музеев – не только прямой ущерб государству, но и моральный урон для местного населения, воспринимающего ликвидацию таких музеев как личную потерю, поскольку именно местные жители их создавали и пополняли.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Разработка урока "Развитие проблематики в сочинениях А.П.Чехова"
Антон Павлович Чехов — русский писатель, прозаик, драматург. Родился 17(29) января 1860 года в г. Таганроге. Умер 2(15) июля 1904 года в г. Баденвейлер, Германия; похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Антон учился в греческой школе, затем в классической гимназии. Одним из семейных домашних ...

Развитие речевого аппарата
Второй год жизни является периодом становления и быстрого развития речи. С года до года и шести-восьми месяцев ребенок учится понимать речь, а во второй половине второго года жизни быстро увеличивается его словарный запас, совершенствуется его активная речь. Если для годовалого ребенка слова взросл ...

Понятие об абилитации и реабилитации у детей с ДЦП
Термин «реабилитация» в детском возрасте и у взрослого человека имеет разное содержание. У взрослого человека реабилитация это достаточно ограниченный во времени процесс, направленный на повторное приспособление личности больного к социально-бытовой среде через восстановление нарушенных функций и т ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru