Понятие « краеведение». Его сущность и значение

Страница 4

Особенно важную роль играет организация краеведческого движения в связи с воспитанием школьников. Исследованием С.А. Жуковой установлено, что туристско-краеведческую образовательную деятельность осуществляют около 400 центров, станций юных туристов, туристских баз, а также многочисленные отделы туризма и краеведения, дома (дворцы) творчества детей и юношества. По данным государственной статистики, в 28 тысячах туристско-краеведческих объединений учреждений дополнительного образования регулярно занимаются 425 тысяч обучающихся. В походах, ежегодно организуемых этими учреждениями, участвуют более 1,6 миллионов детей, в экскурсиях – 3,3 млн. человек.

В настоящее время школьное историческое краеведение достигло многого. Совершенствуются формы и методы работы по краеведению. Развитие и жизнеспособность школьного исторического краеведения определяются его особой ролью в учебно-воспитательном процессе.

Стратегия модернизации образования в России предусматривает в качестве одного из путей обновления содержания общего образования внедрение компетентностного подхода. Так, в «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования». При наличии разных концепций и учебных программ очень важно согласовать общие требования к подготовке учащихся: при завершении обучения в начальной школе все дети должны иметь одинаковый уровень краеведческого образования, поэтому необходимо иметь стандарт, в котором сформулированы общие требования к уровню подготовки учащихся, осваивающих разные программы краеведческих курсов. В документе «Базисный учебный план» во всех регионах России устанавливаются часы регионального и школьного компонента, называются принципы обновления содержания образования, указываются основные содержательные линии. Это основания, но для практики реализации краеведения, особенно в условиях сельского поселения, этого явно не достаточно. В этих условиях педагог, реализующий курс краеведения в начальном звене, вынужден сам осваивать новые компетенции: • определять модель реализации краеведческого курса; • проектировать учебные программы, пособия, средства мониторинга результативности обучения; • проводить анализ результативности реализации краеведческого курса с учетом новых требований образовательного стандарта; • организовывать и проводить самоэкспертизу и экспертизу разработанных средств.

Например, Базисный учебный план Тверской области предполагает на краеведческие курсы до 1,5 часов в неделю во 2, 3, 4 классах. Область краеведения вычерчивается следующими тематическими линиями: история и культура Тверской области. Тем самым 20 % содержания обучения предусматривается в начальной школе на региональном материале. При условии, что курс «Окружающий мир» занимает временную нишу в 2 часа, а краеведение 1,5 часа в неделю, то становится актуальным вопрос об интеграции содержания федерального и регионального компонентов и выделении акцентов при проектировании содержания исторического аспекта краеведческих курсов.

Отбор содержания курса выстраивается на принципах: - краеведческом, локализованным в пространстве села и района; - научности, он реализуется в способах работы, которые предлагается освоить школьникам, подборе материалов для изучения, содержащих разные версии оценки событий, различные исторические источники: вещественные и письменные (учебные пособия, исследования, периодическая печать, мемуары); - соответствия возрастным возможностям учащихся; этот принцип реализуется в праве выбора учителем и учащимися уровня заданий, методике работы с предложенным содержанием с опорой на жизненный опыт учащихся, самостоятельном выборе учащимся вида и способа выполнения домашнего задания, деятельностной основе изучения курса. Основными критериями эффективности разрабатываемых курсов выделяют динамику личностного продвижения в определении стратегии коммуникативного поведения, достижение наиболее высоких показателей информационно-процессуальной грамотности по предметно–содержательным линиям. Подход в проектировании исторического аспекта краеведческого курса сводится и в настоящее время у большинства педагогов к тому, что необходимо развивать у детей «инстинкт местности»: умение сопоставлять со своей знакомой местностью изучаемый образовательный материал; педагогу важно уметь проводить ознакомление учащихся с климатом, флорой, фауной и хозяйственной жизнью своего села, района, города, края, знать «великих» людей своей местности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Формирование мировоззрения
Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников. Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Воплощая в ...

Проектирование профессиональных компетенций студентов
Система непрерывного профессионального образования призвана обеспечить поступательное развитие личности студента как субъекта целеполагания собственной деятельности, ориентированного на непреходящие ценности. Анализ динамики развития современного профессионального образования показывает, что целью ...

Психолого-педагогические теории игры и игра в юношеском возрасте
Точное определение и ограничения игры в широкой сфере деятельности человека и животного невозможно, а всякие поиски таких определений должны быть квалифицированы как «научные игры» самих авторов. Начало разработки теории игры обычно связывается с именами таких мыслителей 19 в., как Ф. Шиллер, Г. Сп ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru