Понятие « краеведение». Его сущность и значение

Страница 4

Особенно важную роль играет организация краеведческого движения в связи с воспитанием школьников. Исследованием С.А. Жуковой установлено, что туристско-краеведческую образовательную деятельность осуществляют около 400 центров, станций юных туристов, туристских баз, а также многочисленные отделы туризма и краеведения, дома (дворцы) творчества детей и юношества. По данным государственной статистики, в 28 тысячах туристско-краеведческих объединений учреждений дополнительного образования регулярно занимаются 425 тысяч обучающихся. В походах, ежегодно организуемых этими учреждениями, участвуют более 1,6 миллионов детей, в экскурсиях – 3,3 млн. человек.

В настоящее время школьное историческое краеведение достигло многого. Совершенствуются формы и методы работы по краеведению. Развитие и жизнеспособность школьного исторического краеведения определяются его особой ролью в учебно-воспитательном процессе.

Стратегия модернизации образования в России предусматривает в качестве одного из путей обновления содержания общего образования внедрение компетентностного подхода. Так, в «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования». При наличии разных концепций и учебных программ очень важно согласовать общие требования к подготовке учащихся: при завершении обучения в начальной школе все дети должны иметь одинаковый уровень краеведческого образования, поэтому необходимо иметь стандарт, в котором сформулированы общие требования к уровню подготовки учащихся, осваивающих разные программы краеведческих курсов. В документе «Базисный учебный план» во всех регионах России устанавливаются часы регионального и школьного компонента, называются принципы обновления содержания образования, указываются основные содержательные линии. Это основания, но для практики реализации краеведения, особенно в условиях сельского поселения, этого явно не достаточно. В этих условиях педагог, реализующий курс краеведения в начальном звене, вынужден сам осваивать новые компетенции: • определять модель реализации краеведческого курса; • проектировать учебные программы, пособия, средства мониторинга результативности обучения; • проводить анализ результативности реализации краеведческого курса с учетом новых требований образовательного стандарта; • организовывать и проводить самоэкспертизу и экспертизу разработанных средств.

Например, Базисный учебный план Тверской области предполагает на краеведческие курсы до 1,5 часов в неделю во 2, 3, 4 классах. Область краеведения вычерчивается следующими тематическими линиями: история и культура Тверской области. Тем самым 20 % содержания обучения предусматривается в начальной школе на региональном материале. При условии, что курс «Окружающий мир» занимает временную нишу в 2 часа, а краеведение 1,5 часа в неделю, то становится актуальным вопрос об интеграции содержания федерального и регионального компонентов и выделении акцентов при проектировании содержания исторического аспекта краеведческих курсов.

Отбор содержания курса выстраивается на принципах: - краеведческом, локализованным в пространстве села и района; - научности, он реализуется в способах работы, которые предлагается освоить школьникам, подборе материалов для изучения, содержащих разные версии оценки событий, различные исторические источники: вещественные и письменные (учебные пособия, исследования, периодическая печать, мемуары); - соответствия возрастным возможностям учащихся; этот принцип реализуется в праве выбора учителем и учащимися уровня заданий, методике работы с предложенным содержанием с опорой на жизненный опыт учащихся, самостоятельном выборе учащимся вида и способа выполнения домашнего задания, деятельностной основе изучения курса. Основными критериями эффективности разрабатываемых курсов выделяют динамику личностного продвижения в определении стратегии коммуникативного поведения, достижение наиболее высоких показателей информационно-процессуальной грамотности по предметно–содержательным линиям. Подход в проектировании исторического аспекта краеведческого курса сводится и в настоящее время у большинства педагогов к тому, что необходимо развивать у детей «инстинкт местности»: умение сопоставлять со своей знакомой местностью изучаемый образовательный материал; педагогу важно уметь проводить ознакомление учащихся с климатом, флорой, фауной и хозяйственной жизнью своего села, района, города, края, знать «великих» людей своей местности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое в образовании:

Психолого-педагогическое сопровождение в профессиональном образовании
Конкурентоспособный специалист с профессиональным образованием любого уровня должен отвечать всем требованиям и мировым тенденциям развития рынка рабочей силы, уметь быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни, обладать набором необходимых компетентностей в разных областях человечес ...

Методы педагогического стимулирования: требование, перспектива, поощрение, наказание и общественное мнение
Методам воспитания сопутствует педагогическая техника. Она включает в себя искусство общения с воспитанниками, управление их поведением, действиями и поступками, посредством мимики и жестов, выразительной речи, приемов театральной педагогики. Социально-психологическое обеспечение воспитательной дея ...

Экологическое воспитание дошкольников как психолого-педагогическая проблема
Экологическое образование дошкольников - это процесс формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет нрав ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru