Формирование краеведческих знаний младших школьников с ЗПР

Педагогика и воспитание » Формирование краеведческих знаний младших школьников с ЗПР

В последнее время в образовательных учреждениях резко возник интерес к изучению родного края. Это обусловлено рядом причин: деидеологизацией общества и стремлением заполнить образовавшийся после отмены октябрятского и пионерского движения вакуум; желанием познать мир, в котором живешь; новыми подходами к процессу обучения, гуманизацией образования, ориентацией на развитие личности; осознанием эффективности краеведческого принципа обучения (от известного к неизвестному, от частного к общему).

Актуальность исследования определяется и тем, что краеведение есть не что иное, как важное средство связи школы с жизнью. Культурной традицией любого народа является изучение природы, истории, экономики, быта своего края. В этом отношении значение краеведческого материала в преподавании истории, географии, мировой культуры и других учебных предметов общеобразовательной школы трудно переоценить. В самых увлекательных формах (экскурсии, походы, экспедиции, подготовка экспонатов для выставок, создание школьных музеев и т.д.) краеведение дает возможность приобщить учащихся к добросовестному общественно полезному труду, преодолевая любые формы национального эгоизма и ограниченности. Воспитательная работа становится наиболее эффективной, если она носит поисковый, исследовательский характер, который и есть суть краеведения в целом.

Д.С. Лихачев писал о том, что "краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки".

Объект

исследования – состояние краеведческих знаний младших школьников с ЗПР.

Предмет исследования –

педагогические условия формирования краеведческих знаний младших школьников с ЗПР в процессе внеклассной работы.

Цель исследования

– изучение состояния краеведческих знаний младших школьников с ЗПР и определение возможностей их дальнейшего совершенствования в процессе внеклассной работы.

В соответствии с целью исследования выдвигаются следующие задачи:

1. Теоретический анализ проблемы исследования.

2. Экспериментальное исследование состояния краеведческих знаний учащихся с ЗПР.

3. Разработка рекомендаций по формированию краеведческих знаний учащихся с ЗПР посредством внеклассной работы.

Гипотеза исследования

состоит в предположении, что при соблюдении ряда педагогических условий возможно успешное изучение истории родного края в процессе внеклассной работы с учащимися школы VII вида. Специально разработанная система внеклассных мероприятий будет обладать определенной эффективностью формирования у учеников знаний о родном крае.

Цель, задачи и гипотеза определили выбор методов исследования

:

1. Метод теоретического анализа проблемы исследования.

2. Метод экспериментального исследования (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).

3. Количественный и качественный анализ результатов эксперимента.

Практическая значимость

исследования состоит в разработке рекомендаций по формированию краеведческих знаний у учеников с ЗПР в процессе внеклассной работы. Данные рекомендации могут быть использованы педагогами в организации учебно-воспитательного процесса, родителями для расширения кругозора учащихся, обогащения краеведческими знаниями, применимы для коррекции познавательной деятельности и формирования нравственных качеств личности.

Этапы организации исследования:

На первом этапе был проведен анализ психолого- педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

На втором этапе проводилась разработка констатирующей экспериментальной части и описание методов исследования.

Третий этап включал в себя проведение эксперимента, анализ и обобщение имеющихся материалов, составление методических рекомендаций и оформление дипломной работы.

Новое в образовании:

Сущность педагоических инноваций
Педагогические инновации (другими словами нововведения) определяются в педагогической науке с нескольких точек зрения. Во-первых, под педагогической инновацией понимается целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (определённые новшества), которые улучшают хара ...

Виды и структура идентичности
Мнения и представления разных авторов о видах, типах и структуре идентичности достаточно многообразны и претерпели исторические изменения. В частности, Эриксон еще в 1968 году выделял: 1. Эго-идентичность; 2. позитивную идентичность; 3. негативную идентичность. De Levita различает следующие формы и ...

Экспериментальное изучение особенностей коммуникативной компетентности у учащихся старших классов специальных школ 8 вида
В ходе исследования для реализации поставленных задач проводился констатирующий и формирующий эксперимент. Для решения вышеуказанных задач необходимо было выбрать оптимальные средства исследования. Во многих работах, касающихся формирования личностных качеств, отмечается необходимость разработки и ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru