В последнее время в образовательных учреждениях резко возник интерес к изучению родного края. Это обусловлено рядом причин: деидеологизацией общества и стремлением заполнить образовавшийся после отмены октябрятского и пионерского движения вакуум; желанием познать мир, в котором живешь; новыми подходами к процессу обучения, гуманизацией образования, ориентацией на развитие личности; осознанием эффективности краеведческого принципа обучения (от известного к неизвестному, от частного к общему).
Актуальность исследования определяется и тем, что краеведение есть не что иное, как важное средство связи школы с жизнью. Культурной традицией любого народа является изучение природы, истории, экономики, быта своего края. В этом отношении значение краеведческого материала в преподавании истории, географии, мировой культуры и других учебных предметов общеобразовательной школы трудно переоценить. В самых увлекательных формах (экскурсии, походы, экспедиции, подготовка экспонатов для выставок, создание школьных музеев и т.д.) краеведение дает возможность приобщить учащихся к добросовестному общественно полезному труду, преодолевая любые формы национального эгоизма и ограниченности. Воспитательная работа становится наиболее эффективной, если она носит поисковый, исследовательский характер, который и есть суть краеведения в целом.
Д.С. Лихачев писал о том, что "краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки".
Объект
исследования – состояние краеведческих знаний младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования –
педагогические условия формирования краеведческих знаний младших школьников с ЗПР в процессе внеклассной работы.
Цель исследования
– изучение состояния краеведческих знаний младших школьников с ЗПР и определение возможностей их дальнейшего совершенствования в процессе внеклассной работы.
В соответствии с целью исследования выдвигаются следующие задачи:
1. Теоретический анализ проблемы исследования.
2. Экспериментальное исследование состояния краеведческих знаний учащихся с ЗПР.
3. Разработка рекомендаций по формированию краеведческих знаний учащихся с ЗПР посредством внеклассной работы.
Гипотеза исследования
состоит в предположении, что при соблюдении ряда педагогических условий возможно успешное изучение истории родного края в процессе внеклассной работы с учащимися школы VII вида. Специально разработанная система внеклассных мероприятий будет обладать определенной эффективностью формирования у учеников знаний о родном крае.
Цель, задачи и гипотеза определили выбор методов исследования
:
1. Метод теоретического анализа проблемы исследования.
2. Метод экспериментального исследования (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
3. Количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
Практическая значимость
исследования состоит в разработке рекомендаций по формированию краеведческих знаний у учеников с ЗПР в процессе внеклассной работы. Данные рекомендации могут быть использованы педагогами в организации учебно-воспитательного процесса, родителями для расширения кругозора учащихся, обогащения краеведческими знаниями, применимы для коррекции познавательной деятельности и формирования нравственных качеств личности.
Этапы организации исследования:
На первом этапе был проведен анализ психолого- педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
На втором этапе проводилась разработка констатирующей экспериментальной части и описание методов исследования.
Третий этап включал в себя проведение эксперимента, анализ и обобщение имеющихся материалов, составление методических рекомендаций и оформление дипломной работы.
Новое в образовании:
Особенности управления инновационными процессами
Управление процессами, происходящими в учреждениях образования, - один из важнейших факторов достижения высокого уровня образовательных результатов. Особое значение имеет это положение, когда речь идет об управлении инновационными процессами, определяющими векторы развития образовательных систем вс ...
Особенности развития личности в подростковом возрасте
Важнейшим психологическим новообразованием подросткового возраста является становление самосознания. Важным признаком, характеризующим самосознание подростка, считается чувство взрослости. Взрослость подростка субъективно связывается им не с подражанием, а с приобщением к миру взрослых, с появление ...
Коррекционная работа с детьми страдающими СДВГ
Ребёнку показывается какое-либо несложное действие, а затем предлагается закрыть глаза и воспроизвести его. Вслед за этим даётся задание более сложное. Возможные упражнения: за спиной (за головой) соединить руки, соприкоснувшись указательными пальцами: ноги врозь – руки в стороны; наклон к правой н ...