В последнее время в образовательных учреждениях резко возник интерес к изучению родного края. Это обусловлено рядом причин: деидеологизацией общества и стремлением заполнить образовавшийся после отмены октябрятского и пионерского движения вакуум; желанием познать мир, в котором живешь; новыми подходами к процессу обучения, гуманизацией образования, ориентацией на развитие личности; осознанием эффективности краеведческого принципа обучения (от известного к неизвестному, от частного к общему).
Актуальность исследования определяется и тем, что краеведение есть не что иное, как важное средство связи школы с жизнью. Культурной традицией любого народа является изучение природы, истории, экономики, быта своего края. В этом отношении значение краеведческого материала в преподавании истории, географии, мировой культуры и других учебных предметов общеобразовательной школы трудно переоценить. В самых увлекательных формах (экскурсии, походы, экспедиции, подготовка экспонатов для выставок, создание школьных музеев и т.д.) краеведение дает возможность приобщить учащихся к добросовестному общественно полезному труду, преодолевая любые формы национального эгоизма и ограниченности. Воспитательная работа становится наиболее эффективной, если она носит поисковый, исследовательский характер, который и есть суть краеведения в целом.
Д.С. Лихачев писал о том, что "краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки".
Объект
исследования – состояние краеведческих знаний младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования –
педагогические условия формирования краеведческих знаний младших школьников с ЗПР в процессе внеклассной работы.
Цель исследования
– изучение состояния краеведческих знаний младших школьников с ЗПР и определение возможностей их дальнейшего совершенствования в процессе внеклассной работы.
В соответствии с целью исследования выдвигаются следующие задачи:
1. Теоретический анализ проблемы исследования.
2. Экспериментальное исследование состояния краеведческих знаний учащихся с ЗПР.
3. Разработка рекомендаций по формированию краеведческих знаний учащихся с ЗПР посредством внеклассной работы.
Гипотеза исследования
состоит в предположении, что при соблюдении ряда педагогических условий возможно успешное изучение истории родного края в процессе внеклассной работы с учащимися школы VII вида. Специально разработанная система внеклассных мероприятий будет обладать определенной эффективностью формирования у учеников знаний о родном крае.
Цель, задачи и гипотеза определили выбор методов исследования
:
1. Метод теоретического анализа проблемы исследования.
2. Метод экспериментального исследования (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
3. Количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
Практическая значимость
исследования состоит в разработке рекомендаций по формированию краеведческих знаний у учеников с ЗПР в процессе внеклассной работы. Данные рекомендации могут быть использованы педагогами в организации учебно-воспитательного процесса, родителями для расширения кругозора учащихся, обогащения краеведческими знаниями, применимы для коррекции познавательной деятельности и формирования нравственных качеств личности.
Этапы организации исследования:
На первом этапе был проведен анализ психолого- педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
На втором этапе проводилась разработка констатирующей экспериментальной части и описание методов исследования.
Третий этап включал в себя проведение эксперимента, анализ и обобщение имеющихся материалов, составление методических рекомендаций и оформление дипломной работы.
Новое в образовании:
Роль игры в развитии ребенка
«Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культура». Зигмунд Фрейд писал: «Нам следует искать в ребенке первые следы воображения ...
Определение мировоззрения
Существует множество точек зрения на то, что такое мировоззрение, какое место в структуре личности оно занимает. Мы попытаемся дать несколько, на наш взгляд, взаимодополняющих определений этого понятия. В терминах философии, определение мировоззрения может быть следующим: Мировоззрение - это систем ...
Проблемы гендерной психологии
В последнее время гендерная проблематика все активнее стала заявлять о себе в различных отраслях научного знания. Эта тенденция коснулась и психологии, в психологических публикациях все чаще можно встретить такие понятия, как «гендер», «гендерный», «гендерные исследования». Какая реальность стоит з ...