Возможности внеклассной работы в формировании краеведческих знаний младших школьников с ЗПР

Педагогика и воспитание » Формирование краеведческих знаний младших школьников с ЗПР » Возможности внеклассной работы в формировании краеведческих знаний младших школьников с ЗПР

Страница 1

Анализ данных, полученных в констатирующем эксперименте, подтвердил необходимость проведения систематической работы по формированию краеведческих знаний младших школьников с ЗПР.

Цель обучающего эксперимента:

разработать систему занятий по формированию краеведческих знаний младших школьников с ЗПР в процессе внеклассной работы.

Задачи обучающего эксперимента:

- апробировать систему внеклассных занятий по краеведению с учащимися с ЗПР третьего класса;

- выявить состояние и особенности краеведческих знаний учащихся с ЗПР после специального обучения;

- разработать методические рекомендации для педагогов начальных классов по изучению краеведения в системе внеклассной работы с детьми с ЗПР.

Для формирования у младших школьников с ЗПР представлений о прошлом и настоящем родного края и повышения интереса в целом к краеведению были продуманы возможности включения краеведческого материала в систему учебно-воспитательной работы школы. В первой главе дипломной работы (параграф 1.3) были рассмотрены возможности осуществления внеклассной краеведческой работы в специальной (коррекционной) школе VII вида, а так же фрагментарного введения краеведческого материала в ряд учебных дисциплин и изучения краеведения как самостоятельного учебного предмета. Как указывалось выше, отдельного предмета краеведения в специальных (коррекционных) школах VII вида Тверской области нет. Поэтому было решено включать краеведческий материал по истории и современной жизни поселка Эммаусс Тверской области в разнообразные по содержанию и формам организации внеклассные занятия в системе воспитательной работы школы .

В соответствии с планом воспитательной работы в ходе формирующего эксперимента были организованы и проведены внеклассные мероприятия – массовые (краеведческие викторины, экскурсии, праздники), групповые (классные часы, кружки, коллективно-творческая деятельность), индивидуальные (выставки творческих работ).

Формирующий эксперимент проводился в процессе внеурочной деятельности во второй половине дня на материале: «Мой родной край». Была спланирована работа по темам: «Я и моя семья» - 3 часа, «Моя улица» - 2 часа, «Наш край в годы Великой Отечественной войны» - 3 часа.

Первое занятие, классный час, было проведено в форме беседы по теме «Я и моя семья». Со школьниками обсуждалось, какую роль играет семья в жизни человека. Учащиеся активно включались в работу, заполнили анкету, рассказывали о профессиях своих родителей, высказывали собственное мнение о профессиях. После этого занятия учащимся было предложено поучаствовать в творческом конкурсе – «Старая фотография рассказала…». Ребята охотно рассказывали о своем родном человеке, изображенном на фотографии.

Важным условием приобщения детей к краеведению и истории является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль учащихся, вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относитъся к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие детей с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Таким образом, родители становятся непременными участниками внеклассной работы.

Последнее занятие по теме «Я и моя семья» проводилось в форме мастерской творчества «Дерево семьи». Учащиеся совместно с родителями или родственниками должны были нарисовать или выполнить объемное родословное древо и с разных сторон поместить рисунки, поделки, картинки, которые отражают жизненные принципы семьи, их увлечения, профессии, духовные ценности. К сожалению, не все учащиеся справились с данной работой, т.к. многие проживают в интернате, вдали от родителей. И еще одна проблема состояла в том, что дети не знают «своих корней».

Следующая тема экспериментального изучения - «Моя улица». Ребятам была предложена экскурсия по улицам поселка Эммаусс. Учащиеся знакомились с названиями улиц, расположением домов, исторических объектов и общественных зданий. Ценность экскурсии в рамках формирующего эксперимента заключается в том, что дети получили возможность познакомиться с изучаемой темой не в стенах школы, сидя за партой, не со слов учителя, а в новых для них условиях. Кроме того, на экскурсии ребята получили возможность познакомиться с историческими объектами через непосредственное их восприятие, а не по иллюстрации или фотографии. Такой путь изучения наиболее соответствует познавательным возможностям учащихся с ЗПР. На экскурсии дети учатся добывать знания путем наблюдения, у них развиваются самостоятельность и наблюдательность.

Страницы: 1 2 3

Новое в образовании:

Характеристика основных функций процесса обучения
Дидактика выполняет следующие основные функции: 1) познавательную (научно-теоретическую); 2) практическую (конструктивно-техническую). Познавательная функция. Дидактика открывает или только констатирует факты, прямо или косвенно с ней связанные, систематизирует и обобщает их, объясняет эти факты и ...

Экспериментальное изучение особенностей коммуникативной компетентности у учащихся старших классов специальных школ 8 вида
В ходе исследования для реализации поставленных задач проводился констатирующий и формирующий эксперимент. Для решения вышеуказанных задач необходимо было выбрать оптимальные средства исследования. Во многих работах, касающихся формирования личностных качеств, отмечается необходимость разработки и ...

Новообразование – «Я сам»
Обретение растущим ребенком самостоятельности проходит через определенные этапы, сначала это физическое отделение от организма матери при рождении, затем физиологическое – путем обучения самостоятельно удовлетворять свои биологические потребности и, наконец, приобретение психологической независимос ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru