Анализ данных, полученных в констатирующем эксперименте, подтвердил необходимость проведения систематической работы по формированию краеведческих знаний младших школьников с ЗПР.
Цель обучающего эксперимента:
разработать систему занятий по формированию краеведческих знаний младших школьников с ЗПР в процессе внеклассной работы.
Задачи обучающего эксперимента:
- апробировать систему внеклассных занятий по краеведению с учащимися с ЗПР третьего класса;
- выявить состояние и особенности краеведческих знаний учащихся с ЗПР после специального обучения;
- разработать методические рекомендации для педагогов начальных классов по изучению краеведения в системе внеклассной работы с детьми с ЗПР.
Для формирования у младших школьников с ЗПР представлений о прошлом и настоящем родного края и повышения интереса в целом к краеведению были продуманы возможности включения краеведческого материала в систему учебно-воспитательной работы школы. В первой главе дипломной работы (параграф 1.3) были рассмотрены возможности осуществления внеклассной краеведческой работы в специальной (коррекционной) школе VII вида, а так же фрагментарного введения краеведческого материала в ряд учебных дисциплин и изучения краеведения как самостоятельного учебного предмета. Как указывалось выше, отдельного предмета краеведения в специальных (коррекционных) школах VII вида Тверской области нет. Поэтому было решено включать краеведческий материал по истории и современной жизни поселка Эммаусс Тверской области в разнообразные по содержанию и формам организации внеклассные занятия в системе воспитательной работы школы .
В соответствии с планом воспитательной работы в ходе формирующего эксперимента были организованы и проведены внеклассные мероприятия – массовые (краеведческие викторины, экскурсии, праздники), групповые (классные часы, кружки, коллективно-творческая деятельность), индивидуальные (выставки творческих работ).
Формирующий эксперимент проводился в процессе внеурочной деятельности во второй половине дня на материале: «Мой родной край». Была спланирована работа по темам: «Я и моя семья» - 3 часа, «Моя улица» - 2 часа, «Наш край в годы Великой Отечественной войны» - 3 часа.
Первое занятие, классный час, было проведено в форме беседы по теме «Я и моя семья». Со школьниками обсуждалось, какую роль играет семья в жизни человека. Учащиеся активно включались в работу, заполнили анкету, рассказывали о профессиях своих родителей, высказывали собственное мнение о профессиях. После этого занятия учащимся было предложено поучаствовать в творческом конкурсе – «Старая фотография рассказала…». Ребята охотно рассказывали о своем родном человеке, изображенном на фотографии.
Важным условием приобщения детей к краеведению и истории является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль учащихся, вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относитъся к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие детей с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Таким образом, родители становятся непременными участниками внеклассной работы.
Последнее занятие по теме «Я и моя семья» проводилось в форме мастерской творчества «Дерево семьи». Учащиеся совместно с родителями или родственниками должны были нарисовать или выполнить объемное родословное древо и с разных сторон поместить рисунки, поделки, картинки, которые отражают жизненные принципы семьи, их увлечения, профессии, духовные ценности. К сожалению, не все учащиеся справились с данной работой, т.к. многие проживают в интернате, вдали от родителей. И еще одна проблема состояла в том, что дети не знают «своих корней».
Следующая тема экспериментального изучения - «Моя улица». Ребятам была предложена экскурсия по улицам поселка Эммаусс. Учащиеся знакомились с названиями улиц, расположением домов, исторических объектов и общественных зданий. Ценность экскурсии в рамках формирующего эксперимента заключается в том, что дети получили возможность познакомиться с изучаемой темой не в стенах школы, сидя за партой, не со слов учителя, а в новых для них условиях. Кроме того, на экскурсии ребята получили возможность познакомиться с историческими объектами через непосредственное их восприятие, а не по иллюстрации или фотографии. Такой путь изучения наиболее соответствует познавательным возможностям учащихся с ЗПР. На экскурсии дети учатся добывать знания путем наблюдения, у них развиваются самостоятельность и наблюдательность.
Новое в образовании:
Любовь как этический принцип педагогики
Многих из нас не так давно заинтересовал вопрос: «Почему дети разных стран одинаково любят книги про Гарри Поттера?» Как всякий проект массовой культуры, сопровождаемый агрессивной рекламой, романы Джоан Ролинг встречают неприятие. Но для того, чтобы оценить этический заряд этих книг, нужно попробо ...
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем ...
Ознакомление со свойствами обрабатываемых материалов
На занятиях в мастерских учащиеся обрабатывают металлы, древесину и отчасти пластмассы. Знакомя учащихся с материалами и их свойствами, необходимо прежде всего показать их место и значение в различных отраслях народного хозяйства. Иногда у учащихся под влиянием научно-популярной литературы создаетс ...