Методические рекомендации по формированию краеведческих знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе

Педагогика и воспитание » Формирование краеведческих знаний младших школьников с ЗПР » Методические рекомендации по формированию краеведческих знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе

Страница 2

Роль семьи в образовании, воспитании и развитии любого ребенка, в том числе и школьника с интеллектуальной недостаточностью, трудно переоценить. Именно семья выступает в роли воспитательного института, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. В семье закладываются нравственные ценности человека, формируются нормы поведения, положительное отношение к таким человеческим качествам как любовь, взаимопонимание, ответственность, порядочность. Чтобы повысить эффективность работы с учащимися в изучении краеведения, учителю необходимо продумать формы работы с семьей. В зависимости от изучаемых тем детям может быть предложено вместе с родителями составить «генеалогическое древо семьи», написать творческую работу «Семейные обычаи и традиции», «Трудовые династии в моей семье», «Не место красит человека, а человек место», можно организовать совместные туристические походы к местам боевой Славы.

Таким образом, используя различные направления по изучению родного края, учитель создает систему работы по формированию краеведческих знаний школьников с ЗПР.

На этапе обучающего эксперимента была продумана и реализована система работы по формированию краеведческих знаний у младших школьников с ЗПР через введение краеведческого материала во внеклассную работу. Проанализировав и сопоставив результаты контрольного и обучающего экспериментов, можно сделать следующие выводы: состояние краеведческих знаний школьников с ЗПР обусловлено не только психофизическими особенностями детей, но и состоянием работы по данному направлению. Включение материала о родном крае во внеклассную работу, возможность привлечения семей учащихся к краеведческой работе способствуют повышению уровня краеведческих знаний и воспитанию интереса учащихся к дальнейшему их изучению.

Опираясь на опыт обучающего эксперимента и его результаты, были сформулированы методические рекомендации для учителей и воспитателей по формированию краеведческих знаний школьников с ЗПР.

В современной системе общего и специального обучения краеведческое образование школьников приобретает особую значимость и является одним из компонентов обязательного образования в школах. Поэтому тема дипломной работы была обозначена как «Формирование краеведческих знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе». Целью исследования стало изучение состояния краеведческих знаний младших школьников с ЗПР и определение возможностей их дальнейшего совершенствования в процессе внеклассной работы.

Была сформулирована гипотеза: при соблюдении ряда педагогических условий возможно успешное изучение истории родного края в процессе внеклассной работы с учащимися школы VII вида. Специально разработанная система внеклассных мероприятий будет обладать определенной эффективностью в формировании у учеников знаний о родном крае.

Анализ литературных источников показал, что существуют научные и учебно-методические работы, рассматривающие аспекты различных направлений краеведческой работы со школьниками, но фактически в этих работах не рассматриваются особенности и возможности такой работы с учащимися, имеющими задержку психического развития.

Педагогу, работающему с детьми с ЗПР, необходимо учитывать как особенности познавательной деятельности учащихся, своеобразие их личности, так и основные особенности усвоения знаний, в том числе и краеведческих; чтобы не допустить пробелов в знаниях, давать достоверный и интересный материал, подкрепляя его краеведческими примерами и фактами, которые в специальной (коррекционной) школе VII вида изучаются во внеклассной работе по краеведению.

В настоящее время работа по включению краеведения в качестве самостоятельного предмета в учебный процесс как в массовых, так и в специальных (коррекционных) школах VII вида ведется, но еще многое в этом направлении необходимо сделать, особенно в регионах Российской Федерации. Даже если в учебный план школы введен предмет краеведения, то не следует забывать о межпредметных связях: краеведческий материал необходимо фрагментарно вводить в другие учебные предметы. Использование краеведческого материала должно быть направлено на развитие познавательной активности школьников и носить коррекционную направленность. Основным путем формирования краеведческих знаний младших школьников с ЗПР остается внеклассная работа с многообразием ее форм и видов.

Таким образом, намеченные в дипломном исследовании задачи решены, гипотеза подтвердилась, цель достигнута.

Страницы: 1 2 

Новое в образовании:

Реализация кредитно-рейтинговой системы в индивидуально-ориентированном образовательном процессе вуза
Одной из важнейших особенностей вводимых Федеральных образовательных стандартов (ФГОС) является использование зачетных единиц в качестве меры трудоемкости образовательных программ. Показатели трудоемкости образовательных программ в целом, трудоемкости циклов учебных дисциплин заданы в новых стандар ...

Психолого-педагогические аспекты групповой формы обучения
В мировой школе используются три организационные формы обучения: индивидуальная, групповая и фронтальная. На разных исторических этапах предпочтение отдавалось то одной, то другой из них. Примерно до XVI века основной была индивидуальная форма. Затем ее заменяет групповая. С XIX века, когда ведущей ...

Церковь
На сельскую жизнь большое влияние оказывала церковь, определяя нормы общественного и личного поведения людей. Она давала свои предписания о соблюдении требуемого отношения к постам, молитвам, иконам, возлагая особую ответственность в этом на старших членов семьи. Ею проводилось много религиозных пр ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru