Методические рекомендации по формированию краеведческих знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе

Педагогика и воспитание » Формирование краеведческих знаний младших школьников с ЗПР » Методические рекомендации по формированию краеведческих знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе

Страница 2

Роль семьи в образовании, воспитании и развитии любого ребенка, в том числе и школьника с интеллектуальной недостаточностью, трудно переоценить. Именно семья выступает в роли воспитательного института, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. В семье закладываются нравственные ценности человека, формируются нормы поведения, положительное отношение к таким человеческим качествам как любовь, взаимопонимание, ответственность, порядочность. Чтобы повысить эффективность работы с учащимися в изучении краеведения, учителю необходимо продумать формы работы с семьей. В зависимости от изучаемых тем детям может быть предложено вместе с родителями составить «генеалогическое древо семьи», написать творческую работу «Семейные обычаи и традиции», «Трудовые династии в моей семье», «Не место красит человека, а человек место», можно организовать совместные туристические походы к местам боевой Славы.

Таким образом, используя различные направления по изучению родного края, учитель создает систему работы по формированию краеведческих знаний школьников с ЗПР.

На этапе обучающего эксперимента была продумана и реализована система работы по формированию краеведческих знаний у младших школьников с ЗПР через введение краеведческого материала во внеклассную работу. Проанализировав и сопоставив результаты контрольного и обучающего экспериментов, можно сделать следующие выводы: состояние краеведческих знаний школьников с ЗПР обусловлено не только психофизическими особенностями детей, но и состоянием работы по данному направлению. Включение материала о родном крае во внеклассную работу, возможность привлечения семей учащихся к краеведческой работе способствуют повышению уровня краеведческих знаний и воспитанию интереса учащихся к дальнейшему их изучению.

Опираясь на опыт обучающего эксперимента и его результаты, были сформулированы методические рекомендации для учителей и воспитателей по формированию краеведческих знаний школьников с ЗПР.

В современной системе общего и специального обучения краеведческое образование школьников приобретает особую значимость и является одним из компонентов обязательного образования в школах. Поэтому тема дипломной работы была обозначена как «Формирование краеведческих знаний младших школьников с ЗПР во внеклассной работе». Целью исследования стало изучение состояния краеведческих знаний младших школьников с ЗПР и определение возможностей их дальнейшего совершенствования в процессе внеклассной работы.

Была сформулирована гипотеза: при соблюдении ряда педагогических условий возможно успешное изучение истории родного края в процессе внеклассной работы с учащимися школы VII вида. Специально разработанная система внеклассных мероприятий будет обладать определенной эффективностью в формировании у учеников знаний о родном крае.

Анализ литературных источников показал, что существуют научные и учебно-методические работы, рассматривающие аспекты различных направлений краеведческой работы со школьниками, но фактически в этих работах не рассматриваются особенности и возможности такой работы с учащимися, имеющими задержку психического развития.

Педагогу, работающему с детьми с ЗПР, необходимо учитывать как особенности познавательной деятельности учащихся, своеобразие их личности, так и основные особенности усвоения знаний, в том числе и краеведческих; чтобы не допустить пробелов в знаниях, давать достоверный и интересный материал, подкрепляя его краеведческими примерами и фактами, которые в специальной (коррекционной) школе VII вида изучаются во внеклассной работе по краеведению.

В настоящее время работа по включению краеведения в качестве самостоятельного предмета в учебный процесс как в массовых, так и в специальных (коррекционных) школах VII вида ведется, но еще многое в этом направлении необходимо сделать, особенно в регионах Российской Федерации. Даже если в учебный план школы введен предмет краеведения, то не следует забывать о межпредметных связях: краеведческий материал необходимо фрагментарно вводить в другие учебные предметы. Использование краеведческого материала должно быть направлено на развитие познавательной активности школьников и носить коррекционную направленность. Основным путем формирования краеведческих знаний младших школьников с ЗПР остается внеклассная работа с многообразием ее форм и видов.

Таким образом, намеченные в дипломном исследовании задачи решены, гипотеза подтвердилась, цель достигнута.

Страницы: 1 2 

Новое в образовании:

Особенности организации двигательной активности с детьми, имеющими задержку психического развития
У детей с задержкой психического развития не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, но при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в двигательном развитии, нарушение регуляции произвольных движений, а также несформированность техники выполнения движений и недостаточность дви ...

Характеристика отклонений и особенности развития воображения у детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития – крайний вариант нормы, один из видов дизонтогенеза (нарушение онтогенетического развития). Дети, имеющие такой диагноз, развиваются медленнее, чем их сверстники на протяжении нескольких возрастных периодов. Задержка развития проявляется рано. Исходной причиной её мо ...

Особенности развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Формирование знаний о числах и цифрах первого десятка, умение считать - основная задача для детей шестого года жизни. В результате обучения, наблюдений окружающего мира и сенсорного развития у детей формируются представления об образовании чисел, отношениях между ними, количественном и порядковом с ...

НАВИГАЦИЯ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduinfluence.ru